Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)?
Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? 18.08.2015 19:52
Дети должны спать гораздо больше, чем взрослые. Проблема состоит в том, что не все родители осведомлены о реальной потребности во сне своего ребенка.
Я часто сталкиваюсь и с тем, что родители либо недооценивают необходимость достаточного сна, либо просто не знают реальные рекомендации.
НОРМЫ СНА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Выше приведены средние цифры. Но существуют дети, которым требуется меньше или больше сна. Американский национальный фонд сна выпустил рекомендации на этот счет. В них приведена нижняя и высшая граница нормы.
ДНЕВНОЙ СОН
В среднем отказ от дневного сна происходит около 4-х лет, но вашему ребенку дневной сон может требоваться и позже. Некоторым детям он требуется вплоть до школы, а то и в первом классе. Наблюдайте за своим малышом.
Недавно ко мне обратилась мама пятилетнего мальчика, который начал страдать сложностями при засыпании. Малыш долго не мог уснуть вечером. Утром ребенок демонстрировал явные признаки разбитости. Кроме того он начал иногда просыпаться среди ночи, чего не было со времен младенчества. Я выяснила, что буквально недавно мальчик перестал спать днем, а также начал ходить на занятия в секцию футбола три раза в неделю по вечерам. По словам мамы, ребенок всегда был ранней пташкой и вставал не позднее семи утра. Сейчас же получилось, что мальчик вставал в 7 утра, в кровать его укладывали около 21.00., а реально засыпать он стал около 22. Ребенок фактически спал около 9 часов в сутки при его потребности в 11 часах.
НАЧАЛО НОЧИ
Если ваш ребенок должен вставать в определенное время: школа детский сад, то рекомендации по продолжительности сна помогут вам оценить: когда он должен быть в постели.
Здоровый продолжительный сон – это база для нашего здоровья. Порой родители загружают ребенка секциями и кружками так, что он вынужден поздно ложиться, чтобы успеть сделать уроки вечером. В такой ситуации лучше расставить приоритеты: отказаться от каких-то занятий, чтобы ребенок мог полноценно отдыхать. Если на одной чаше весов лежит здоровье и эмоциональное равновесие, нужны ли вам все достижения такой ценой?
Источник
Режим сна подростков
Совет:
С подростком что-то не так.
Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.
Подростки очень активны: старательно учатся, посещают дополнительные занятия, занимаются спортом, увлекаются творчеством, общаются с друзьями, смотрят фильмы… Чтобы восстанавливать затраченные силы после физических и умственных нагрузок организму нужен сон.
Недостаток сна быстро сказывается на состоянии подростка: он быстро устает, становится вялым, невнимательным, раздражительным. Ухудшается его академическая успеваемость, появляются трудности в общении, пропадает интерес к прежним увлечениям.
Поэтому правильный режим сна для подростков имеет большое значение.
Во сколько подросток должен ложиться спать?
Суточная потребность во сне составляет приблизительно 9 часов для подростков 10-14 лет и 8 часов – для подростков 14-18 лет. Если умственные и физические нагрузки ежедневно превышают норму, время сна может быть увеличено до 10 часов.
На основании этих показателей можно составить правильный режим сна для подростков.
Во сколько подросток должен ложиться спать? Если по утрам ему приходится просыпаться в 7.00, значит засыпать он должен не позже 22.00-23.00. Не стоит отказываться от непродолжительного дневного сна – всего 1 час (например, 15.00-16.00) поможет наверстать недостаток ночного сна, восстановить силы, затраченные в первой половине дня.
Тинейджеры – «совы» и «жаворонки»
«Жаворонки» и «совы» – распространенные типы биоритмов людей. «Жаворонки» легко просыпаются утром, активны в первой половине дня, засыпают до полуночи. «Совы» с трудом просыпаются по утрам. Пик их активности наступает во второй половине дня, засыпание происходит после полуночи.
Большинство людей относятся к «жаворонкам» – ранний подъем и раннее засыпание свойственно человеческому организму. Те, кто называют себя «совами», скорее всего, просто привыкли к такому образу жизни.
Особенно этим «грешат» подростки. Их дневное расписание занято не только учебными занятиями, но и общением с друзьями, играми, прогулками, хобби. Не успевая днем, подростки переносят часть дел на вечер и ночь. Постепенно организм привыкает к позднему засыпанию, но появляется проблема раннего подъема.
Что делать, если подросток поздно ложится спать?
Родители часто застают тинейджеров за книгами, смартфонами или компьютерами далеко за полночь. Компенсировать недостаток сна некогда – рано утром приходится вставать в школу.
Что делать родителям, если подросток поздно ложится спать?
Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.
Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:
Источник
Сколько должен спать ребёнок?
Многие родители часто интересуются, сколько должен спать их ребёнок, однако до сих пор на этот вопрос нет точного ответа. В разном возрасте потребность во сне разная: наибольшая — у новорождённых детей и детей первого года жизни, наименьшая — у подростков, взрослых и пожилых [1]. А что говорят специалисты?
Рекомендуемая продолжительность сна
По данным многочисленных исследований, удалось определить, что для обеспечения и поддержания оптимального состояния здоровья:
Дополнительно см. таблицу «Рекомендуемое количество сна у детей разного возраста», часы/сутки, включая дневной сон [2—5]:
Возраст | National Sleep Foundation | Academy of Sleep Medicine | Canada 24-h Guidelines |
Новорождённые (0—3 месяца) | 14—17 | — | 14—17 |
Грудные дети (4—11 месяцев) | 12—15 | 12—16 | 12—16 |
Дети 1—2 лет | 11—14 | 11—14 | 11—14 |
Дошкольники (3—5 лет) | 10—13 | 10—13 | 10—13 |
Школьники (6—12 лет) | 9—11 | 9—12 | 9—11 |
Подростки (14—17 лет) | 7—9 | 8—10 | 8—10 |
Взрослые (18—65 лет) | 7—9 | более 7 | более 7 |
Пожилые (65+) | 7—8 | — | более 7 |
Указанное количество часов сна рекомендовано для большинства здоровых детей в общем, однако индивидуальная потребность всегда может отличаться [6,7] и будет зависеть от активности роста ребёнка, степени зрелости нервной системы и многих внешних факторов: режима дня, культурных традиций в семье и прочих.
Первые рекомендации по продолжительности детского сна были опубликованы в 1897 году [8].
Первая научная работа по изучению детского сна была выполнена русскими учёными [9].
Достаточный сон крайне важен для организма. Он влияет на состояние здоровья: улучшает ряд когнитивных функций — внимание, поведение, обучение, память, эмоциональную регуляцию, а также физическое состояние и качество жизни. Недостаточный или, наоборот, избыточный сон отрицательно сказывается на здоровье и приводит к возникновению различных отклонений и заболеваний [10], подробнее в статье «Недостаток сна у детей».
Исследования последних лет единогласно подтверждают то, что современные дети и подростки имеют недостаточную продолжительность сна и спят гораздо меньше, чем их сверстники 100 лет назад [11], подробнее в статье «Сон подростков».
Качество сна
Здоровый сон характеризуется не только определённой продолжительностью, но и оптимальным временем его начала и завершения, обязательной регулярностью и хорошим качеством. Оценить качество сна можно с помощью нескольких показателей:
1. Время засыпания.
Если сон наступает в течение 15—30 минут после укладывания в кровать, то это считается нормальным для всех возрастных групп: детей и взрослых. Если засыпание происходит в течение 45—60 минут и более, то это считается долгим и сигнализирует о плохом качестве сна [12].
2. Количество ночных пробуждений.
Если пробуждения в ночное время непродолжительны и длятся 5 минут и менее, то 1—2 раза проснуться за ночь считается нормальным [12].
У детей первого года жизни допустимо бо́льшее количество ночных пробуждений — до 4—6 за ночь [10], подробнее в статье «Почему ребенок просыпается по ночам?». У подростков количество пробуждений не должно превышать трёх раз за ночь [12].
3. Эффективность сна.
Показатель эффективности сна определяется как отношение между временем сна и общим временем нахождения в постели.
Значение 85% и более во всех возрастных группах свидетельствует о хорошем качестве сна. Значение 74% и менее — о плохом. В возрасте 18—25 лет нижним пределом считается значение 64% [12].
4. Потребность в дневном сне.
О плохом качестве сна может говорить повышенная потребность спать днём. Если дневной сон случается более 4—5 раз в день у детей дошкольного возраста, более 2 раз в день у школьников и более 3 раз в неделю у подростков и молодых взрослых, это не является нормальным. Продолжительность дневного сна более 100—120 минут также должна насторожить [12], подробнее в статье «Дневной сон у ребенка».
Отдых с закрытыми глазами, чашка кофе и даже использование психостимулирующих препаратов не выполняют функций сна и не являются его заменой [6].
И в завершение, если вы решите оценить качество сна своего ребёнка, то лучше всего воспользоваться дневником сна. Использование специальных программ, доступных на большинстве современных девайсов: наручных часах, смартфонах и прочих не рекомендовано. Во-первых, они не помогут вам получить надёжных и достоверных данных [13]. Во-вторых, привлекут внимание и интерес ребёнка и станут причиной его некачественного сна. На сегодняшний день единственными точными методами определения продолжительности сна и/или его архитектуры являются полисомнография и актиграфия [7,12].
Образец дневника сна можно скачать в формате PDF во вкладке «Дополнительные материалы» ниже.
Источник
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7-10 лет – 10-11 часов;
в 15-17 лет – 9-8 часов
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Источник
Подъем 6-30, отход ко сну 20-00: режим дня для ребенка 7-12 лет
Какой режим дня соблюдать ребенку-школьнику
Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания
В прошлый раз мы выяснили, сколько сна нужно вашему ребенку — по нормам, установленным статистически, а также исходя из его индивидуальных потребностей в сне. И выбрали время подъема, которое будет неизменным на протяжении всей недели, неважно, будни это или выходные. Продолжаем обеспечивать ребенку и всей семье здоровый сон, который поможет ему лучше учиться в школе, а родителям — меньше нервничать.
Как составить режим дня для ребенка
После того как вы установили время подъема, определите, в какое время ребенок всегда будет принимать пищу. Питание помогает корректировать биологические часы. Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, назначьте прием пищи дома на то же время, что и там, дабы обеспечить стабильный режим питания.
Диетологи рекомендуют для детей шесть небольших приемов пищи в течение дня, каждый из которых включает немного белков, углеводов, жиров, а также фрукты и овощи. Эти приемы пищи должны быть распределены с интервалом два с половиной три часа. Поэтому если ребенок завтракает в 7:00, второй завтрак должен приходиться на 9:30, а обед — на полдень.
Включите в режим дня время для физической активности. Лучше всего, если после пробуждения мальчик или девочка может выйти на улицу и побегать под лучами утреннего солнца. Также необходимо выделить время для активных игр во второй половине дня, ближе к вечеру. Не следует активно двигаться вечером в темноте, особенно при искусственном освещении, которое мешает производству мелатонина — гормона сна, говорящего организму, что пора спать.
Если вашему ребенку еще нет и пяти, установите время для дневного сна. Младенцы могут быть готовы к первому дневному сну уже через 45 минут после пробуждения. Малыши в возрасте до полутора лет часто нуждаются в двухразовом дневном сне. Первый сон должен начинаться через 2,53 часа после пробуждения или через четыре часа, если малыш спит один раз в день.
У дошкольников дневной сон обычно должен начинаться примерно через пять часов после подъема. После обеда происходит естественный спад энергии, поэтому в это время хорошо вздремнуть всем, даже вам. Оптимально, если дневной сон заканчивается не позже трех-четырех часов дня (за исключением младенцев, которым нужен короткий 30-минутный отдых около 17:00).
Планируя дневной сон для ребенка, не забудьте про себя. Установлено, что короткий, максимум 20—30-минутный сон не только улучшает концентрацию внимания на оставшуюся часть дня, но и защищает от болезней сердца.
Теперь установите время отхода ко сну. Например, если ваш дошкольник просыпается в 7:00 и полтора часа спит днем, он должен ложиться спать около 20:30, чтобы в совокупности получить необходимые ему 12 часов сна. Если ребенок школьного возраста встает в семь утра, он должен ложиться спать между восемью и девятью часами вечера. Учтите, что это время засыпания, а не начала подготовки ко сну — то есть в восемь-девять часов вечера ребенок уже должен находиться в кровати и спать.
Наконец, определите время начала подготовки ко сну. На все вечерние процедуры и процесс засыпания обычно уходит от 30 до 45 минут.
Ниже даны примеры режимов дня для детей разных возрастов и взрослых с учетом разного времени пробуждения.
Примеры режимов дня для детей
Возраст | Малы- ши от года до полу- тора лет | Малы- ши от полу- тора до трех лет | Дошколь- ники (3–5 лет) | Школь- ники (6–12 лет) | Под- ростки (13–19 лет) | Взрослые |
Средне- суточная потреб- ность во сне, час. | 14–15 | 13–14 | 11–12 | 10–11 | 9.25 | 8.25 |
Подъем | 6:30 | 6:30 | 6:30 | 6:30 | 6:30*** | 6:00 |
Завтрак | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 |
Занятия | 7:30–9:00 | 7:30–10:30 | 7:30–11:30 | 7:30–12:00 | 7:30–12:00 | 7:30–12:00 |
Второй завтрак | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 |
Дневной сон | 9:30–11:00 | |||||
Обед | 11:30 | 11:00 | 12:00 | 12:00 | 12:00 | 12:00 |
Дневной сон | 14:00–15:30* | 11:30—14:30 | 12:30—14:00 | Восста- нови- тельный сон* | Восста- нови- тельный сон* | Восста- нови- тельный сон* |
Полдник | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 |
Различные занятия | 15:30—17:00 | 14:30—17:00 | 14:00—17:00 | 12:30—17:00 | 12:30—17:00 | 12:30–17:00 |
Ужин | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 18:00 | 18:00 |
Различные занятия | 18:00—19:15 | 18:00—19:15 | 18:00—19:45 | 18:00—20:00 | 18:30—20:30 | 18:30–21:00 |
Начало отхода ко сну (с легким перекусом) | 19:00 | 19:15 | 18:00 без дневного сна; 19:15–19:30 с дневным сном | 20:00 | 20:45 | 21:15 |
Засыпание | 19:30 | 20:00 | 19:30 без дневного сна; 20:00 с дневным сном | 20:30 | 21:15 | 21:45 |
Общее количество сна, час. | 14 | 13,5 | 12 | 10** | 9,25 | 8,25 |
* Длительность восстановительного сна составляет 20–30 минут.
** Дети младшего школьного возраста нуждаются примерно в 11 часах сна, поэтому установите для них время отхода ко сну на 20:00.
*** Начало полового созревания смещает цикл выработки мелатонина на более позднее время. Если это возможно, выберите школу с началом занятий в 8:30 или позже, чтобы подросток не был вынужден ложиться спать рано, когда его тело и мозг физиологически не готовы ко сну. Перед сном выключайте все электронные устройства и ночники, которые могут тормозить выработку мелатонина.
Сначала наблюдайте, потом устанавливайте режим
Разумеется, это всего лишь примеры. Вам нужно разработать свой режим дня, который соответствует потребностям вашей семьи, и корректировать его по мере необходимости. Если ребенок начал ложиться спать раньше, но его по-прежнему приходится будить по утрам, попробуйте укладывать его спать еще на 15 минут раньше в течение пяти-семи дней. Сдвигайте его время отхода ко сну на 15 минут каждые пять-семь дней до тех пор, пока он не начнет просыпаться самостоятельно.
Если ребенок не может заснуть дольше 45 минут, перенесите отход ко сну на более позднее время. Среднее время засыпания составляет от 27 до 35 минут. Хороший способ определить оптимальный режим сна для вашего ребенка и всей семьи — в течение нескольких недель вести журнал сна.
Одри нашла этот метод чрезвычайно полезным. Вот что она написала мне после частной консультации:
«Вы посоветовали мне записывать время, когда ребенок просыпается, спит днем, играет, ест, ложится спать и т.д., а затем на основе этого составить режим дня, подходящий для нашей семьи. Режим дня — потрясающая вещь! Теперь, когда я слышу „Я не хочу спать!“, „Сейчас я не голоден!“, я просто ссылаюсь на режим. У нас исчез повод для множества конфликтов. Да, мне потребовалось почти три месяца, чтобы приучить ребенка к расписанию, но это работает! Я настаиваю на неукоснительном соблюдении режима и раз в несколько месяцев немного его корректирую, потому что ребенок растет и меняется. Я поняла, что не могу менять распорядок дня ребенка так, как мне вздумается».
Таким образом, стабильный режим дня, помогающий отрегулировать работу внутренних биологических часов — залог крепкого, здорового сна.
Соблюдение режима дня требует, чтобы вы назначали различные занятия и мероприятия, включая визиты к врачу, на такое время, которое не нарушает дневной и ночной сон ребенка. Если подруга предлагает вам встретиться в парке в 14:00, вы можете легко ей сказать: «Давай встретимся в половине четвертого, после дневного сна».
Сколько времени займет установление нового режима дня
Работая с семьями на протяжении многих лет, я обнаружила, что родителям стоит вставать чуть раньше детей, чтобы иметь возможность несколько минут посвятить себе, прежде чем заняться ребенком. Прием пищи в установленное для всех время позволяет вам избавиться от ощущения, будто вы повар в общественной столовой. Если кто-то из родителей поздно приходит домой, вместо общего ужина можно устроить семейный вечерний «перекус». После того как подготовка ко сну завершена, некоторые родители предпочитают укладывать каждого ребенка по отдельности. Другие считают, что общая подготовка и отход ко сну — более эффективный метод с маленькими детьми.
Регулировка биологических часов требует времени. Прогресс становится заметен не раньше, чем через три-шесть недель. Также будьте готовы к тому, что примерно через семь-десять дней после того, как вы начнете внедрять режим дня, может наступить резкое ухудшение. Я не знаю, почему это происходит, но осложнения случаются в большинстве случаев. Возможно, причина в том, что в этот момент старая система рушится, и на ее месте начинает выстраиваться новая. Во время такого внезапного спада ни в коем случае не отказывайтесь от соблюдения режима. Вы все делаете правильно. Продолжайте.
Когда вы устанавливаете стабильный режим дня и соблюдаете его семь дней в неделю, вы привлекаете в помощники саму матушку-природу. Теперь мозг вашего ребенка четко знает, когда ему нужно спать, а когда бодрствовать, и легко переключается из одного состояния в другое — по крайней мере в большинстве случаев. Неожиданный сбой в этом отлаженном механизме является явным признаком какой-либо проблемы. Возможно, ребенок заболел, испытывает стресс, переживает кризис развития или же происходит что-то другое.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник