Возьми свой крест и следуй за мной толкование

Содержание

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 23-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Господь принес Себя в жертву за спасение всех, чтобы нам принадлежала вечная жизнь. Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики, что Он пришел на землю и жил среди нас — совершенный Бог. Трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И тогда люди, весь род человеческий, возвели Христа на Крест, чтобы испытать Его, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь совершал в Своей земной жизни. Они захотели убедиться, что Его любовь — до конца, что она не поколеблется среди предельных страданий. И любовь Христова раскрылась в полноте на Кресте. Теперь уже Сам Господь испытывает нашу ответную любовь к Нему, ставит нас перед выбором, решающим все, и мы должны явить в нашей жизни то, что раскрылось Крестом Христовым — славу Воскресения, которая дается нам в Церкви.

Христос говорит о том, что каждый из нас должен либо пожертвовать верностью Ему и Его Кресту, ради того чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует. Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы приобщить нас Своему богатству. И если Господь словом Своим и Крестом зовет нас следовать за Ним, можем ли мы предпочесть Его зов самой нашей жизни?

Все зависит от того, какие ценности являются для нас определяющими. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь. Он может быть готов пожертвовать честью ради выгоды, может желать материального успеха и мало задумываться о том, какою ценою этот успех достигается. За желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Как говорят святые отцы, есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, для того чтобы прибавить это к своему земному богатству.

Человек может жертвовать принципами для того, чтобы его «приняли». Наша твердость часто досаждает другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Большинству могут нравиться не просто растлители, а убийцы, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет в конце концов со всем человечеством, когда придет время антихриста: «Не Христа хотим, а Варавву, преступника. Он больше нам нравится».

Кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что он должен руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. Наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который тоже может быть обманут, а какой суд изречет о нас Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом — что нравится улице, то легко, само собой получается.

Человек может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению людям. Мы дожили уже до тех времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Нельзя было трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии, — все общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.

Женщина может предпочитать жизнь наслаждения жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.

Мы не должны страшиться потерять жизнь за дело Христово. Кто хочет жизнь свою спасти, отвергаясь Христа или предавая заповеди Его, верность Церкви, тот погубит свою жизнь. Погубит все надежды на жизнь, которую Господь приобрел для него такою дорогою ценою. Но кто жизнь свою погубит, когда невозможно сохранить ее, не отрекаясь от Христа, — он спасет ее, он все приобретет. Он Господа приобретет и все приобретет, потому что все принадлежит Господу, и все хочет Господь дать человеку. Мы должны страшиться погубить наши души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит?

Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, хотят сделать и делают уже наше время и наше Отечество.

Дело Христово встречает сопротивление, и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. И приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедать Господа. Они не смогут вынести, чтобы к ним относились с насмешкой и презирали их, чтобы они были отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй, сколько хочется, как хочется. Отвергаемся прежде всего всяким своим грехом.

Приходит день, когда дело Христово явится как солнце перед всем миром. Теперь оно является в глазах многих незначительным и презираемым. И те, кто не хочет разделить с Ним теперь Христово бесчестие, не будут участвовать с Ним в Его славе. Приближаются великие испытания, и Царство Божие приближается, говорит Господь. Оно откроется с силою и славою многою и сокрушит всех противляющихся ему. И будет великое множество людей с Господом, как говорит Откровение, от всех народов собранных, во всех веках, поющих победную песнь Господу. «Есть некоторые, — говорит нам сегодня Господь, — от стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе», — те, кто поклоняется Кресту Христову, славе Его любви, участвует в Его позоре, которым хочет окружить Его мир. Им будет принадлежать слава Господня вовеки.

Источник

Истинный и ложный крест

Мк. 8:34-38. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.»

И вот здесь Господь Иисус Христос говорит о важнейшем критерии истинности последователей Христовых: об истинном несении креста, об отвержении себя и о поиске смысла и назначении жизни верующего в том, чтобы прославлять Бога. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Христос умер за нас и воскрес не для того, чтобы облегчить нашу жизнь в грехе и в греховных земных наслаждениях. Он перенес позорные мучения и неимоверные страдания за каждого из нас, уплатил за наши грехи и принял на Себя весь справедливый гнев Божий для того, чтобы мы, приняв Христа верою в свои сердца, изменили свою жизнь под действием силы Духа Святого. Он умер за нас, чтобы мы заменили свои земные ценности на вечные Божии, стремились к тому, чтобы иметь в себе образ Христа и быть человеком неба уже здесь, на земле. Господь умер за нас, чтобы мы могли иметь новую жизнь в Боге и жили для правды. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). Никаких других стандартов Господь не приемлет и отвергает как ложное христианство. «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Недостойными являются не те, кто не следует за Христом (за Ним шли часто и идут сейчас целые толпы!), но «кто не берет креста своего».

Многие думают сегодня, что можно принять и другие стандарты, принять правила попроще, приспособить заповеди Божьи к нашему времени, смягчить Божьи законы, сделать христианство привлекательным для всех людей мира за счет того, чтобы снизить планку святости Божьей, сделав исключение для нас сегодня, облегчить наш крест или же вовсе оставить его и с весельем и восклицанием бежать за Христом по широкой дороге без единого препятствия. Но Господь в исследуемых нами стихах дает важный принцип следования за Ним и строго напоминает нам через века: чтобы войти в вечное присутствие Бога на небесах, не дай обмануть себя ложным крестом, но взирай на всем пути на крест Голгофы и на страдания Христа за тебя, отвергнись себя, распни себя для греха, возьми крест свой и следуй за Господом не на своих, а только на Его условиях. Он говорит нам о том, что только так можно сберечь свою жизнь, что только так мы получим благоволение Господа, когда Сын Человеческий «приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Иисус никогда не обещал легкого пути следования за Ним. Мы слышим иногда из уст «горе-евангелистов» слова: «Вы только придите ко Христу, воззовите к Нему в молитве, и Он разрешит все ваши проблемы». Это неверный подход, это дешевая приманка, которая может потом оттолкнуть людей от церкви, когда они не получат разрешения всех своих проблем, имея лишь эмоции при обращении и не осознавая себя грешниками, нуждающимися в Божьем спасении. Господь нигде не обещает жизнь без проблем и трудностей, но Он обещает решить самую главную проблему: примирение с Богом, обретение дара вечной жизни и получение силы от Господа для следования за Ним, обретение мира и покоя души в самых трудных ситуациях.

МФ. 11:28-29 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Господь силен решить все наши проблемы и ввести нас в небеса, но для этого человек должен добровольно отказаться от преходящих и тленных земных ценностей и полностью отдать свое сердце Богу, взять иго (ярмо) Его на себя и научиться от Него. Наш Господь никогда не останется в долгу, и если мы сделаем один шаг к Нему, Он сделает тысячи шагов к нам.

Читайте также:  Идти за покойником во сне как с живым

Лк. 18:29-30 «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной».

Конечно же, здесь речь идет не о материальных благах на земле, а о душевном мире и покое, о ясности цели и смысла жизни, о красоте жертвенности и любви, о силе веры и истины, о красоте и ценности Божьей школы, изменяющей наши характеры под стандарты Христа, и о многом другом, что ценно для вечности. Господь пришел не для того, чтобы облегчить жизнь, но чтобы сделать ее полностью новой, чтобы полностью изменить взгляд на жизнь и на ее смысл. Иисус не обещает поверивших в Него оградить от всех земных скорбей.

Когда жизнь нас поставит пред выбором строгим,

Чтобы мы проявили и веру, и честь,

Мы увидим себя и свой дух перед Богом.

Перекрестки путей и развилки дороги –

Здесь увидим себя, кто мы истинно есть.

Принять Христа можно только серьезно, как это сделал, например, Ной, который долго (более 100 лет) строил ковчег спасения по Божьему повелению. Ной и его семейство верою вошли в ковчег спасения, вошли внутрь ковчега, а другие люди не вошли. Я думаю, что, когда возмутилась стихия и дверь уже была затворена Богом, они, увидев серьезность ситуации, цеплялись за ковчег, чтобы спастись. Но они не могли удержаться, их смывало водой, потому что они не вошли в ковчег, а были снаружи. Как много людей сегодня, которые не вошли в церковь, а прицепились снаружи, которые одной рукой держатся за мир, а другой за ковчег, которые не взяли свои кресты, а держатся за чужие и делают вид, что несут их вместе! Христос – наш ковчег спасения, и спасутся лишь те, кто находятся в Нем, а не возле Него, те, кто взирая на крест Голгофы и на распятого на нем Христа, видит там свои грехи и свою вину и в благодарности к Господу готовы распять свои грехи верою в Господа и нести свой крест, следуя за Спасителем по пути спасения.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». В идеале Господь желает от нас услышать слова, которые сказал Апостол Павел своей жизнью: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего и предавшего Себя за Меня» (Гал. 2:20). Мы не должны ничего оставлять для себя в своем сердце, разуме, чувствах из греховного мира, но все обновить по Божьим эталонам. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Христианин не должен копировать мир, подражать миру, но он должен верой и святостью побеждать мир, т.е. превосходить его ценностями Христа. Многие человеческие «проекты», «программы спасения», небиблейские методы евангелизации, надцерковные организации, ускоренные методы изучения Библии, примитивные технологии создания новых церквей и т.п. не имеют ничего общего со Словом Божьим, избегают креста и носят лишь христианскую оболочку, а не христианскую суть. Представитель одной миссии, беседуя с пастором о евангелизации, спросил его: «Знаете ли вы программу «Путешествие по Библии»? Он был удивлен незнанием и сказал: «Как, Вы не знаете этой программы?» На это пастор ответил: «По Библии надо жить, а не путешествовать».

Сегодня есть очень много попыток заменить истинный крест христианина ложными крестами. Сегодня появилось очень много учеников, которые хотели бы быть спасенными, но не хотят изменять себя с Божьей помощью; они хотели бы быть со Христом, но остаться со своими нераспятыми и нераскаянными грехами, со своими привычками и со своей мирской природой, прикрываясь тем, что все мы, дескать, несовершенны, поэтому мы и двойственны. Но у Бога так не бывает! Это и есть самый большой обман для нас сегодня. При этом часто выдвигаются аргументы, что мир изменился, что нам сейчас тяжело. Дорогие братья и сестры! Не дайте обмануть себя. Мир всегда был грешным, а Божьим людям всегда было тяжело. Разве легко было Ною жить в том развращенном мире, где все было пропитано грехом? Разве легко было Лоту, о котором сказано: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:8)? Для того чтобы не мучиться от беззакония, надо потерять праведность и святость, заглушить свою совесть. Разве легко было жить первым христианам, разве легко было жить в развращенном Коринфе, в Риме? Конечно же, нет. Да, греховность нарастает, но одной из причин бурного нарастания греха является то, что многие поместные церкви не являются сдерживающей солью земли, не являются альтернативным светом мира, не являют силы Божьей святости и силы молитвы, не распространяют благоухание Христово на всяком месте. И еще одна важная черта: греховный мир мы не изменим окончательно, но важно, чтобы он не изменил нас. Господа интересует не состояние греховного мира, а состояние Церкви в этом мире. Разве «плачется» Апостол Павел, или Апостол Петр, или Иоанн и другие о том, что греховность Римской империи мешает церквам трудиться, мешает доносить благую весть или создавать новые церкви? Нет. Они осознают, что «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). Всюду речь идет о Церкви, а не о мире. Нас должно волновать положение Церкви, а не мира, мы не должны искать себе оправданий и послаблений из-за того, что окружающий нас мир так греховен. Мы не должны расслабляться, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Не случайно Апостол Павел говорит о бескомпромиссности при следовании за Богом, говорит о том, что Господь принимает истинных последователей только на Своих условиях: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:5).

Сегодня мы все чаще и чаще слышим и видим в жизни церквей и христиан отказ от истинного креста и замену его ложным крестом. Истинный крест предполагает разрыв с греховным миром, распятие греховной плоти через покаяние, освящение и приближение к Богу через исповедание, покаяние и оставление грехов. Истинный крест предполагает труд для славы Божьей, поиск Божьего, а не своего, жертвенный труд, а не торговлю истиной за выгоду и за деньги. И для этого Бог дал нам все потребное для жизни и благочестия. Господня благодать, которая трудится в нас и через нас, не снимает с нас ответственности, но предполагает великую ответственность каждого за его шаги, предполагает приложение усилий со стороны человека, чтобы дать во всей полноте трудиться Богу в человеке. Христиане не ограждены от скорбей этого мира, от болезней, страданий, гонений, поношений, клеветы, не ограждены от смерти. Господь проводит многих через испытания, чтобы очистить нас и приготовить для жизни и вечности, но все эти испытания – под Божьим контролем, и «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Все эти трудности следования за Богом и есть крест христианина. Мы не можем быть христианами и не нести креста, потому что мы живем в греховном мире, и процесс нашего духовного роста не закончен. Господь трудится над нами до тех пор, пока мы живем на земле, чтобы наш дух, и душа, и тело были сохранены «без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Ложный крест призывает идти в церковь не как на поклонение Богу в духе и истине, а как на своеобразную терапию души. Ради душевного покоя и «политкорректности» приносятся в жертву важные стороны христианского вероучения: о грехопадении, об испорченности человека и его пороках без веры в Бога; считается неудобным напоминать о голгофской жертве Спасителя.

Гал. 6:12-14 «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Вот здесь истинное христианство и истинный крест: «Крестом Господа для меня распят мир, и я распят для мира». Замечательно сказал Божий служитель А. В. Тоузер (1897-1963): «Вера Христова не параллельна миру, она поперек него. Приходя ко Христу, мы не возносим нашу прежнюю жизнь на более высокий уровень, но возлагаем ее на крест».

Бог умер за нас, чтобы предложить нам новую жизнь, а не подправленную старую, а для этого надо отречься от себя и нести истинный крест. И несение этого креста начинается тогда, когда человек истинно увидит Господа на кресте Голгофы, увидит себя грешного в толпе под крестом, услышит пронзающую сердце боль за святого Христа, возненавидит грех и обратится как беспомощный и погибающий грешник в молитве покаяния к Богу. При этом он ничего не должен прикрывать, ничего старого и заклятого не оставлять в своем сердце. Он должен искренне покаяться, искренне верить и любить Бога. И если Бог отдал всего Себя за нас, то и мы должны отдать всего себя в Его руки. Возненавидьте грех, полюбите святость, верьте и молитесь, до крови сражайтесь против греха силою постов, молитв, силою Слова Божьего, посредством угодных Богу мыслей, слов и дел, и Дух Святой подарит силы для победы и для того, чтобы с радостью нести свой крест. Не отвоевывайте ничего у Бога, а отдавайте Богу все дарования, совершая не только тот труд, который нравится и который хочется делать, но тот, который славит Господа. При этом спрашивайте искренне себя и Господа: «Это надо мне или Господу?» и искренне отвечайте на этот вопрос. Не будьте, как один из учеников, который хочет идти за Господом, но ставит условие: «Господи! Позволь мне прежде…» (Мф. 8:21). Мы часто ставим Христу условия и придумываем себе правила, отвоевывая что-то для себя: «Господи, я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел, но позволь мне иметь старые привычки; позволь мне немного пребывать в мире и иногда, когда никто не видит, грешить; позволь мне оставить броскую одежду; позволь считать брюки женской одеждой; позволь иметь чуть-чуть человеческой славы; позволь не читать Библию, не молиться постоянно, но дай мне право делать это тогда, когда я захочу; позволь иметь свои правила посещения церкви, служения Богу, свое понятие дисциплины; позволь мне всех учить и критиковать, а себя не отдавать на учебу. Дай мне тот маленький и легкий крестик, который я буду нести без усилий». Все это означает: «Позволь мне нести ложный крест».

Нужно помнить, что мы не одни в церкви, рядом много братьев и сестер, которым трудно. Слово Божье призывает нас: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). И Слово Божье напоминает нам, что «каждый понесет свое бремя» (Гал. 6:5). Мы входим в Церковь Божью, а не в свою, и входить в нее можно только на условиях Господа. И следовать за Спасителем и Царем царей можно только на Его условиях, которые самые совершенные для нашего будущего. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Идти за Христом и нести свой крест – это значит расточать себя для других и для Его святого служения. Наша жизнь и душа, вечность с Господом гораздо дороже, чем все прелести этого мира. Не надо стесняться людей, не надо прятать свой крест и христианство, не надо бояться поношения из-за Христа. Скоро наш Господь придет на землю не в уничижении, а во славе и в силе. Тогда Он постыдит всех, кто постыдился Его сейчас. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Это будет чудесный праздник для тех, кто любит Господа, и потрясение для тех, кто стыдился Спасителя в мире греха и неверия и шел за Ним без креста.

Благодари и наслаждайся тем, что есть,

И не горюй о том, чего ты не имеешь.

Читайте также:  К чему снится сеяться во сне

Вся легкость жизни – лишь обман пустой и лесть,

Познать суть жизни только в трудностях сумеешь.

Итак, отметим в заключение:

Идти за Господом можно только на Его условиях, безропотно неся свой крест. Чтобы быть истинным последователем Христа:

1. Всегда взирай на крест Голгофы, на страдания Христа за тебя и твои грехи и помни, что ты куплен дорогой ценой, потому что Иисус вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. 12:2). Без веры в Господа, без осознания и без принятия силы Голгофской жертвы и креста Христова ты не будешь иметь силы нести свой крест.

2. Не обольстись ложным крестом, ложными методами мира. Постоянно распинай в себе греховный мир силой Духа Святого и не пытайся приспособить принципы мира в церкви, подавая чуждый дух в сияющей христианской упаковке. Господь приемлет только истинный крест и узкий путь во всем: в поклонении Ему, в ежедневном хождении перед Ним, в разуме, в музыке, в одежде, в словах, в методах евангелизации, в труде, который дожжен быть как для Господа. У Господа только одна истина на все.

3. Следуй за Христом только на Его условиях, а не на своих. Отдавай, а не забирай, жертвуй все для славы Божьей, а не отвоевывай у Господа облегченного креста и легких правил для себя. Неси в церкви истинный крест, который основан только на Писании, который ведет к святости и удаляет от ценностей и методов греховного мира. Господь нас спас, Он же будет судить нас, и Он, а не люди, определяет наше будущее. Поэтому надо оставить все несущественное в жизни и направить все усилия на то, чтобы служить Христу, любить Его и ожидать Его более всего в жизни.

Итак, не дай обмануть себя ложным крестом, но взирай на всем пути на крест Голгофы и на страдания Христа за тебя, отвергнись себя, распни себя для греха, возьми крест свой и следуй за Господом не на своих, а только на Его условиях. Аминь!

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мк. 8:34

Свт. Григорий Палама

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.

Свт. Кесарий Арелатский

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле (ср. Быт. 3).

Проповеди.

Свт. Тихон Задонский

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Что значит «отвергнутъся себя?»

Ответ. Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству.

Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, – и не тот будешь. И это и есть: «отвергнутъся себя». Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу.

Что значит «следовать за Христом?»

Итак, что значит «следовать за Христом?»

Ответ. Делать добро, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос все праведно творил, «и греха не сделал» (1Петр 2:22), и добру учил, но всякое бедствие и злоключение ради нас терпел и страдал, «творя волю пославшего Его» Отца (Ин 4:34), «и совершая дело Его», был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Ин 4:34; Флп 2:8).

Так научил Он нас Своим примером, как подобает нам угождать Богу, то есть делать добро и злоключение терпеть, чтобы так волю Божию творить. Ибо воля Божия хочет, чтоб мы делали добро и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали.

Итак, если кто добро творит и страдает неправедно, и терпит ради любви к Богу и ко Христу, Сыну Божию, то есть потому, что Христос ради любви к Отцу Своему Небесному и ради любви к нам, недостойным, так пострадал и терпел, тот следует за Христом смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие, как говорит: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26).

Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, «что мало тех, которые находят» его (Мф 7:14).

Видишь, что значит «отвергнутъся себя, и взять крест свой и следовать за Христом». Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленными быть, но с Ним страждущим мало кто хочет быть. Но Христос говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). И еще: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). И еще: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян 14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие.

Письма посланные. Письмо 15.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу. Востек по этой лествице упоминаемый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные смиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в богопознание, богопознанием приобрел небо. Достойная по делом наю восприемлева, сказал он; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк. 23.42-43).

Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу.

Что значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием (Кол. 2.18), восхотел обрести истинное смиренномудрие там, где оно почивает, — в послушании и покорности Богу. Вступивши в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.

Аскетическая проповедь.

Свт. Феофан Затворник

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною

За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Свт. Николай Сербский

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною

Велика сила Истины, и ничто в мире не может одолеть этой силы.

Велика целительность Истины, и нет в мире никакого страдания и никакой немощи, для коих Истина не была бы лекарством.

В своих страданиях и немощах болящие ищут врача, который даст им лекарство от страданий и немощей. Никто не ищет врача, что давал бы лекарства как можно более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным. И чем более горькое лекарство врач прописывает больному, и чем труднее способ лечения, тем больше, как кажется, больные доверяют такому врачу.

Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей.

О, если бы люди спросили себя: – Почему все лекарства от телесных болезней так горьки?

Дух Святый ответил бы им:

– Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных.

Ибо как телесные болезни суть метафора и изображение болезней духовных, так и телесные лекарства суть метафора и изображение лекарств духовных.

Разве болезни духа, эти главные болезни, болезни-первопричины, не намного более тяжки, нежели болезни телесные? Как же тогда лекарствам для духа не быть горше лекарств для тела?

Люди попечительны и многопопечительны о своем теле; и когда тело заболит, они не жалеют ни трудов, ни времени, ни богатств – лишь бы возвратить телу здоровье. Тогда для них никакой врач не берет дорого, никакой курорт не далек, никакое лекарство не горько; особенно когда они еще и почувствуют близость телесной смерти. О, если бы люди были столь попечительны и многопопечительны о своей душе! Если бы они столь же ревностно искали для души своей лекарства и врача!

Тяжко ступать по терниям босыми ногами. Но если босоногий умирает от жажды, а за терниями находится источник воды – то не решится ли босоногий охотнее наступить на терния, окровавив и изранив стопы свои, дабы добраться до воды, – нежели умереть от жажды на мягкой траве, не преходя терний?

– Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! – говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, – только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные.

Читайте также:  Заговор или молитва чтобы увидеть вещий сон

– Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! – снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой.

– Возможно, – возглашает Он, – Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите!

– Если крест – лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест – путь, невозможно нам идти этим путем! – так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти.

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно – и да сделает возможным – все то, что люди считали невозможным.

Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.

Что значит и возьми крест свой? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь – все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги – переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, – и тут же объясняет, почему распят: – «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти «со страстями и похотями» (Гал. 5:24), но не тяжек для человека духовного. «Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест – тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест – тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест – растет и сила Божия, как и апостол говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5).

Прежде всего, великое наше утешение – в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, – глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.

Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие – из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение – никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.

Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души.

Свщисп. Василий Кинешемский

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?.

Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться удобствами и радостью земной жизни, но для того, чтобы спасти человека. Средство для этого было только одно: стать искупительной жертвой за грех человека, пострадать и умереть. Надлежало, чтобы Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и ранами Его исцелились (1 Пет. II, 24). Такова была воля Бога Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. VIII, 32). Не Сам, как человек, измыслил и избрал наш Спаситель этот путь, но он дан был Ему волею Отца. Поэтому Господь и говорит, что Сыну Человеческому много должно пострадать (ст. 31). Так решено в Высшем Совете, и от Сына Человеческого зависит не личный выбор пути, но лишь добровольное подчинение предвечному решению Бога.

И Он взял на Себя этот крест добровольного подчинения.

Я сошел с небес не для того, — говорит Он, — чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. VI, 38).

К этому же Он призывает теперь Своих последователей — добровольно, отказавшись от своих личных желаний, взять тот крест, который возложен на каждого из нас Богом, и идти тем же скорбным путем терпения и самопожертвования, которым шел Он, наш Спаситель.

Беседы на Евангелие от Марка.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, (Господь) сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (обретет ее. — Мф. 16:25). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Блж. Августин

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (ср. МФ. 16:24, Лк. 9:23)! Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить… Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (ср. Мф. 11:29-30).

Проповеди.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Тертуллиан

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Если хочешь быть учеником Господа, то нужно тебе следовать за Господом, взяв крест свой (ср. Мф. 16:24, Лк. 9:23, 14:27), то есть все тяготы и страдания, или же само тело твое, которое по форме крестообразно.

Об идолопоклонстве.

Лопухин А.П.

Ст. 34-38 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами

Учение о самоотвержении (см. Мф. 16:24–27).

Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т. е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению «ради Меня» (стих 35) прибавляет: «и Евангелия». Евангелие или радостная весть о Христе представляло очевидно для него и для его читателей как бы голос Самого Христа, говоривший с неба. Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу.

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день
Adblock
detector