Возлюбленные прошу вас как пришельцев и странников толкование

1 Петра 2 глава

Первое соборное послание апостола Петра

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, – в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18, 16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Ибо вы вкусили, то есть через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). Как же желающий соединиться с Богом через молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата через гнев и злые сомнения?

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих – камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень протыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Неверующим Бог и ныне говорит следующее: Я полагаю вам в Сионе камень протыкания и камень соблазна. Он бывает камнем претыкания для неверующих, которые и претыкаются, не покоряясь слову, на что они и положены. Полная мысль – такая: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, драгоценный, избранный; и верующий в Него не постыдится; для вас, верующих, драгоценный, а для неверующих – камень претыкания. Они претыкаются о слово Евангелия, на что они и положены. На что они и оставлены. Сим не то говорится, будто они определены на это от Бога. Ибо от Того, Кто хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять Того, кто отдает человеку ту именно честь, какую он сам себе приготовил своими делами. Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, то есть язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних, и пременяя в благочестие бесовское суеверие других.

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, – род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же через свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой (мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство и царство), вы, возрожденные через святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 6). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками.

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5, 17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и через то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения – наследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Читайте также:  К чему видеть во сне как ты собираешь ртуть

Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми, а писание называет иногда созданием и установление, как, например, в следующем месте: дабы из двух создать одного нового человека (Еф. 2, 15). Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство привносит ниспровержение жизни гражданской, будто в нем причина неурядицы и возмущения. Для Господа. Делает Это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же апостол обещает нам Царство Небесное (1, 4), и через то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от Самого Господа. Сам апостол Петр и указал, которым и каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных. Ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются.

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла.

Смотри, какая точность. Богу говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф. 10, 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они, приказывают нам что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям, а когда принуждают его к худому, то он даже и лишает их чести, по словам святого: «уничижен пред ним лукавнующий» (Пс. 14, 4). Слово страх употребляется в различных значениях. Страхом называется, во-первых, страх сознательный; его апостол же называет теперь совестью; он же называется и благоговением. Страхом называется, во-вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в-третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих к Господу вследствие сознания, что за многие свои, проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (Лк. гл. 7). Страхом еще называется страх совершенный, который всегда присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем-либо таком, что должно быть у проникнутых совершенной любовью. Апостол, убеждающий слуг повиноваться господам со всяким страхом, не устраняет той мысли, что слуги должны относиться к господам со страхом во всех помянутых значениях. Ибо первоначальный и совершенный страх, если они имеют оный, располагает их к хорошему поведению: первый побуждает их остерегаться проступков, чтобы не потерпеть за них чего-либо неприятного; другой внушает, чтобы они и не думали сделать своим господам что-либо неприятное. Итак, здесь апостол говорит о страхе по совести, то есть по сознанию долга. Он наводится бесчестными господами на слуг их даже и тогда, когда сии ни в чем не виноваты. Одобряя сей страх, апостол заповедует переносить все с терпением. Поскольку боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если что-нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе рабов благоразумных и склонных к исправлению. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои Собственные грехи, ибо Он не сделал греха (Ис. 53, 9), но страдал за нас и за наши грехи. За преступления народа Моего претерпел казнь, говорит пророк (Ис. 53, 8). Сей похвальный страх предлагает апостол, но не менее желает, чтобы слуги водились и прочими страхами. И это видно из слов его: со всяким страхом. Впрочем, выше прочих страхов поставил страх за совесть, и самым ясным образом выразил, что только этот страх достоин хвалы; поскольку прочие страхи имеют причину для гнева господ на слуг, а этот не имеет ее.

Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

Быть может, кто-нибудь скажет: «Как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев – слепыми (Мф. 15, 14), Иуде говорит: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24), и в иной раз: отраднее будет Содому, нежели городу тому (Мф. 10, 15)?» Отвечаем. Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: бес в Тебе (Ин. 7, 20); Он изгоняет бесов силой князя бесовского (Мф. 12, 24), и: вот, человек. Который любит есть и пить вино (Мф. 11, 19). Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силой изгоняют? (Мф. 12, 27). Тех же, которые называли Его любящим есть и пить вино, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 16-17). А когда Он висел на кресте и страдал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (Лк. 23, 34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем Содомлянам, для того, чтобы слушателей хотя бы страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. Предавал все Судии Праведному, то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицеприятия, по сущей справедливости (1 Петр. 1, 17).

Ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Источник

Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на 1-е Соборное послание святого апостола Петра

Наставления о духовном возрастании христиан (1–3). О духовном устроении христианского общества вообще (4–10). О добродетельной жизни (11–12). О покорности властям (13–17). О повиновении слуг господам (18–20).

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
3 ибо вы вкусили, что благ Господь.

4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

6–8. Мысль и наставление христианам о духовном устроении Апостол Петр подтверждает теперь, приводя (не буквально) самые ветхозаветные цитаты: Ис XXVIII: 16; VIII: 14; Пс CXVII: 22–23. Здесь «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, т. е. язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и применяя в благочестие бесовское суеверие других» (блаж. Феофил.). В 8 ст. Апостол в духе приведенных ветхозаветных речений говорит о судьбе не верующих слову Божию. « На что они и оставлены : сим не то говорится, будто они определены на то от Бога. Ибо от того, Кто желает, чтобы спаслись все люди (1 Тим II: 4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо, если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять того, кто отдает человеку ту именно часть, какую он сам приготовил себе своими делами» (блаж. Феофил.).

Читайте также:  Если во сне вижу живого человека мертвым

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,-
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,-

13–15. После общего наставления о добродетели Апостол теперь дает более частные наставления о том, как христианам относиться к некоторым общественным учреждениям, где именно христиане могли показать свои добрые дела пред язычниками. Апостол делает это, вероятно, как с целью опровергнуть злословия и клевету на христиан со стороны язычников (ст. 12, 15), так и для предупреждения самих христиан своею свободою (ст. 16). Апостол внушает христианам быть покорными «всякому человечу созданию», κτίσει, т. е. порядку или установлению общественной жизни. «Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми… Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал: «Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мф XXII: 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; тоже заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство приносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения «Господа ради». Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же Апостол обещает нам Царство Небесное ( I: 4 ), и через то приписывает нам великое достоинство. Затем же опять унижает нас, подчиняя мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от самого Господа… Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются» (блаж. Феофил.).

18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

18–20. Из наставлений общего характера (ст. 17) Апостол теперь выводит (ст. 18) частное наставление о добросовестном, пред Богом, повиновении рабов христиан своим господам, и не только добрым и кротким, но и суровым. Эта последняя мысль аргументируется далее общим соображением о благоугодности Богу невинных страданий (ст. 19–20).

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

21. «Несравненно ваше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собою ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за собственные грехи, ибо Он греха не сотворил (Ис LIII: 9), но страдал за нас и за наши грехи» (блаж. Феофил.).

22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

1 Петра 2 глава

Первое соборное послание апостола Петра

2:1 отложив Новая жизнь христиан не может развиваться, если человек не отрекся от грехов. Когда произошло очищение, начинает действовать Слово (ст. 2). злобу Греческое слово, означающее зло. Употреблено 11 раз в Новом Завете. Указывает, что зло происходит из сердца человека (ср. ст. 16; Рим. 1:29; Еф. 4:31; Тит. 3:3).

2:2 возлюбите чистое словесное молоко Духовный рост всегда связан со страстным желанием и наслаждением от познания Слова Божия. Сила этого желания сравнима с жаждой младенцем материнского молока (ср. Иов. 23:12; Пс. 1:1, 2; 18:8‑12; 118:16, 24, 35, 47, 48, 72, 92, 97, 103, 111, 113, 127, 159, 167, 174; Иер. 15:16). Христиане развивают в себе желание познавать истину Слова Божьего: 1) помня, что Слово – источник их жизни (1:25; ср. Ис. 55:10, 11; Ин. 15:3; Евр. 4:12); 2) удаляя грех из своей жизни (ст. 1); 3) признавая свою нужду в Божьей истине (ст. 2. «как новорожденные младенцы»; ср. Мф. 4:4); 4) имея духовный рост (ст. 2, «дабы от него возрасти вам») и 5) наблюдая свои благословения (ст. 3, «благ Господь»).

2:3 вкусили Получая спасение, верующие узнают, насколько милостив Господь к тем, кто доверяет Ему. Это побуждает верующих искать благодати, изучая Его Слово.

2:4 Приступая к Нему «Приступать» в греческом означает «подходить, чтобы остаться». Здесь означает остаться в присутствии Христа, иметь близкие отношения с Ним. (ср. Ин. 15:5‑15). камню живому Метафора и парадокс. Выражение взято из Ветхого Завета (см. ст. 6‑8) и подчеркивает, что Христос – «краеугольный камень» и «камень преткновения» – воскрес из мертвых и имеет живые отношения со спасенным человечеством (ст. 5; ср. 1Кор. 15:45; 1Ин. 5:11, 12). отверженному… избранному См. ст. 7. Мессианские права Иисуса проверялись религиозными вождями Израиля и были с презрением отвергнуты (см. ст. 6‑8; ср. Мф. 12:22‑24; Ин. 1:10, 11). Однако Иисус был драгоценным и избранным Сыном Божиим, полностью подтвердившим подлинность Своих прав Воскресением из смерти (ср. Пс. 2:10, 11; Мф. 3:17; Деян. 2:23, 24, 32; 4:11, 12; 5:30, 31; 10:39).

2:5 и сами, как живые камни Христиане настолько отождествляют и объединяют себя со Христом, что жизнь Христа существует и в них (ср. Гал. 2:20; Кол. 3:3, 4; 2Пет. 2:4). устрояйте из себя дом духовный Метафорически Бог строит духовный дом, определяя место каждому верующему, объединяя их друг с другом и каждого из них со Христом (ср. Еф. 2:19; Евр. 3:6). священство святое Ветхозаветные священники и новозаветные верующие‑священники имели много общих характерных черт: 1) священство является привилегией избранных (Исх. 28:1; Ин. 15:16); 2) священники очищены от грехов (Лев. 8:6‑36; Тит. 2:14); 3) священники облачаются для служения (5:5; Исх. 28:42; Лев. 8:7 и послед.; Пс. 131:9, 16); 4) священники помазаны на служение (Лев. 8:12, 30; 1Ин. 2:20, 27); 5) священники подготовлены для служения (Лев. 8:33; 9:4, 23; Гал. 1:16; 1Тим. 3:6); 6) священники должны быть послушными (ст. 4; Лев. 10:1 и далее); 7) священники должны почитать Слово Божие (ст. 2; Мал. 2:7); 8) священники должны ходить пред Богом (Мал. 2:6; Гал. 5:16,25); 9) священники должны обличать грешников (Мал. 2:6; Гал 6:1); 10) священники являются посланниками Божьими (Мал. 2:7; Мат. 28:19, 20). Однако, у священников есть великая привилегия – доступ к Богу. приносить духовные жертвы Духовные жертвы означают дела, прославляющие Бога, совершенные во Христе под водительством Духа Святого и руководством Слова Божьего. Они включают: 1) предоставление Богу своего тела (Рим. 12:1, 2); 2) хвалу Богу (Евр. 13:15); 3) добрые дела (Евр. 13:16); 4) благотворительность (Евр. 13:16); 5) направление людей ко Христу (Рим. 15:16); 6) отказ от своих желаний ради блага других (Еф. 5:2); 7) молитву (Отк. 8:3).

2:6‑8 Петр использует три ссылки из Ветхого Завета, говорящие о камне, чтобы показать, что положение Христа как главного краеугольного камня нового духовного дома было предопределено Богом. Этот камень является также камнем преткновения, который ведет неверующих к осуждению (ср. Мф. 21:42,44).

Читайте также:  Если во сне плавать в океане

2:6 в Сионе Цитата из Ис. 28:16. Сион, т. е. Иерусалим, в Новом Завете означает то же, что и Синай в Ветхом Завете.

2:6, 7 краеугольный См. пояснение к Еф. 2:20; ср. Пс. 117:22.

2:7 неверующих Непокорных (ст. 8). камень претыкания и камень соблазна Цитата из Ис. 8:14. Христос есть путь к спасению для верующих и путь к осуждению для неверующих. Он подобен камню, лежащему на дороге, споткнувшись о который путник может упасть. не покоряясь слову Неверие – это непослушание, поскольку призыв Евангелия к покаянию и вере есть заповедь Божья. оставлены Они не предназначены Богом для непослушания и неверия, но обречены на погибель, потому что проявляют их. Осуждение неверия также установлено Богом, как и спасение через веру. См. пояснения к Рим. 9:22; 2Кор. 2:15, 16.

2:9 род избранный Петр пользуется ветхозаветной доктриной, чтобы подчеркнуть привилегии христиан в Новом Завете (ср. Втор. 7:6‑8). В отличие от тех, чье непослушание вызвало гнев Божий (ст. 8), христиане избраны Богом для спасения (ср. 1:2). царственное священство Концепция царственного священства взята из Исх. 19:6. Израиль временно утратил эту привилегию из‑за отступничества и недостойных руководителей, казнивших Мессию. В настоящее время церковь является царственным священством, объединенным под властью Первосвященника Иисуса Христа. Царственное священство не только принадлежит и служит царю, но и правит само. Это полностью воплотится в будущем Царстве Христа (1Кор. 6:1‑4; Отк. 5:10; 20:6). народ святой Еще одна ссылка на Исх. 19:6 (ср. Лев. 19:2; 20:26; Втор. 7:6; Ис. 62:12). К сожалению, Израиль временно утратил привилегию быть избранным народом Божиим из‑за своего неверия. До тех пор пока Израиль не примет Мессию, Бог избрал Церковь Своим народом. См. пояснения к Рим. 11:1, 2, 25‑29 о спасении Израиля. люди взятые в удел Это выражение можно найти в Исх. 19:5; Ис. 43:21; Мал. 3:17. Ср. Тит. 2:14. возвещать совершенства «Возвещать» является уникальным словом, не встречается больше нигде в Новом Завете. Означает сообщать, говорить что‑либо, что неизвестно другим. «Совершенства» означает превосходные, выдающиеся, достойные качества. тьмы… свет Ср. Деян. 26:18; Еф. 5:8; Кол. 1:13.

2:10 народ Божий Идея этого стиха взята из Ос. 1:6‑10; 2:23. Ср. Рим. 9:23‑26, где говорится, что Бог призывает не только иудеев, но и язычников. ныне помилованы Бог временно проявляет милость и сострадание, благодать ко всему творению в целом (Пс. 144:9; Плач 3:22). Павел ссылался на это, когда говорил, что Бог «есть Спаситель всех человеков» (см. пояснение к 1Тим. 4:10). Но Бог дарует вечную милость Своей избранной Церкви, прощая ее грехи и освобождая ее от суда (ср. Рим. 9:15; Тит. 3:5). В Ветхом Завете пророк Осия обещал, что, хотя Израиль и окажется без Божьих благословений на долгое время, он в конце концов будет помилован Богом. Отношения Бога с Израилем служили прообразом Его отношений с верующими в Новом Завете, которые сначала жили без завета с Богом, но затем обрели милость Божию через веру во Христа (ср. Еф. 2:4‑13).

2:11 пришельцев и странников В этом месте Петр призывал своих читателей к праведной жизни среди враждебного мира. Христиане являются пришельцами в мирском обществе, потому что имеют небесное гражданство. На земле христиане имеют три обязанности: 1) пришельцев (ст. 11, 12); 2) граждан (ст. 13‑17); 3) слуг (ст. 18‑20). В стихах 21‑25 Петр указывает на пример Христа, Который вел совершенный образ жизни среди враждебного Ему окружения. удаляться от плотских похотей Возможно, более точно «удерживать себя от плотских похотей». Для того чтобы завоевать мир для Бога, христиане должны дисциплинировать себя, избегая желаний падшей природы (ср. Гал. 5:19‑21, где «плотские похоти» означают на только сексуальные искушения). восстающих на душу «Восстающих» означает ведущих войну. Плотские похоти сравниваются с армией мятежников или бунтовщиков, которые непрерывно пытаются разрушить христианские радость, мир и успех (ср. 4:2, 3).

2:12 добродетельную жизнь Греческое слово «добродетельный» имеет много значений и подразумевает чистейший, высочайший, замечательнейший вид благочестия. Оно означает также «прекрасный», «привлекательный», «милосердный», «благородный» и «превосходный». Дисциплинируя свой внутренний мир, христиане внешне должны вести среди нехристиан образ жизни, который отражает их внутреннюю дисциплину. злодеев Первых христиан упрекали в мятеже против правительства, выдвигая ложные обвинения в терроризме (поджоге Рима; см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), в атеизме (не поклонялись идолам и императору), каннибализме (слухи о Вечере Господней), в аморальности (потому что они любили друг друга), в препятствовании торговле и социальному прогрессу и в призыве рабов к восстанию. Ср. Деян. 16:18‑21; 19:19, 24‑27. день посещения Широко распространенное выражение в Ветхом Завете (Ис. 10:3; Иер. 27:22), предупреждавшее о Божьем «посещении», Его приближении к людям или к народам для суда или благословения. В Новом Завете «посещение» говорит об искуплении (Лк. 1:68; 7:16; 19:44). Петр учил, что, когда благодать Божия посещает сердце неверующего, он отвечает спасающей верой и прославляет Бога, вспоминая свидетельства из жизни верующих, которые он наблюдал. Неверующие испытают Божий гнев в день последнего суда.

2:13 будьте покорны «Покорны» – военный термин, означающий подчиняться командиру», «поставить себя в подчиненное положение». Как граждане, находящиеся под мирскими законами и властью, верующие должны вести смиренный и покорный образ жизни среди враждебного, нечестивого, злословящего их общества (ср. ст. 21‑23; Пр. 24:21; Иер. 29:4‑14; Мф. 22:21; Рим. 13:1 и послед.; 1Тим. 2:1; Евр. 10:32‑34). для Господа Хотя христиане имеют подлинное гражданство на небесах (Флп. 3:20), они должны быть послушными гражданами в этом мире, чтобы все воздали славу и честь Богу. Мятежное поведение христианина вызывает пренебрежение к Христу. См. пояснения к Рим. 13:1‑5; Тит. 3:1,2.

2:14 правителям Христиане должны жить в послушании любому институту гражданской или общественной власти на земле. Это включает послушание верховной власти (ст. 13, «царю»), гражданскому правительству, полиции и судьям. Только когда правительство вынуждает христиан поступать против закона Божьего, утвержденного в Писании, христианин не должен подчиняться (ср. Деян. 4:18‑20; 5:28, 29; Тит. 1:6; 3:1,2).

2:15 заграждали уста… безумных людей Цель нашего подчинения властям – избежать осуждения и победить его, заставив замолчать тех, кто упорно выступает против веры и ищет поводов для критики верующих.

2:16 свободу для прикрытия зла Верующие должны радоваться своей свободе во Христе, но не прикрывать ею то, что на самом деле является злом. Христианская свобода никогда не будет потворствовать личным желаниям. Ср. 1Кор. 7:22; 8:9‑13; 2Фес. 3:7‑9; см. пояснения к Рим. 14:10‑15:3.

2:17 почитайте Имеется в виду глубокое уважение и относится не к смиренной обязанности, но к искреннему уважению. братство Церковь ср. 1:22; 3:8; 4:8; 5:14.

2:18 Слуги… повинуйтесь Христианство не дает права бунтовать против начальствующих в социальной сфере (см. пояснения к 1Кор. 7:20‑24; Еф. 6:5‑7; Кол. 3:22‑25; Флм.; см. также Исх 21:26, 27; Лев. 25:39‑43; Втор. 23:15, 16), какими бы несправедливыми или жестокими они ни были.

2:19, 20 угодно Богу Угодить Богу можно, если работник, с которым обращаются несправедливо, принимает плохое обращение, доверяясь Богу, вместо того чтобы отвечать гневом, враждебностью, недовольством, гордостью или бунтом (ср. Мф. 5:11).

2:22 Цитата из Ис. 53:9. Он был совершенным примером терпения в несправедливых страданиях, потому что был безгрешен, как говорил о Нем пророк. Ср. 1:19.

2:23 злословим «Злословить» означает произносить оскорбительные и унизительные слова против другого человека. Когда Христа оскорбляли, Он никогда не отвечал злобными и угрожающими словами (3:9; ср. Мф. 26:57‑65; 27:12‑14; Лк. 23:7‑11). предавал «Предавать» означало «отдавать кому‑то». Христос был «отдан» Пилату (Ин. 19:11); Пилат «отдал» Его иудеям (Ин. 19:16); Христос «отдал» Себя Богу, безропотно пострадав, потому что полностью доверял высшей власти и праведности Своего Отца (ср. Ис. 53:7).

2:25 возвратились Означает «вернуться к» и относится к покаянию при спасении. Пастырю и Блюстителю Христос является не только примером для христиан (ст. 21‑23) и заместительной жертвой (ст. 24), но также христианским Пастырем (5:4; ср. Ис. 53:6; Ин. 10:11). Когда это слово употреблялось в Ветхом Завете по отношению к Господу, оно часто имело мессианское значение (Иез. 34:23, 24; 37:24; ср. Ин. 10:1‑18). Кроме этого, слова «Пастырь и Блюститель» часто употреблялись Петром для описания Христа, чтобы утешить и ободрить христиан, которые подвергались преследованиям и злословию (ст. 12). Эти два слова также использовались по отношению к духовным руководителям. «Пастырь» означает пастор, а «блюститель» означает епископ (ср. Еф. 4:11; Тит. 1:7). Оба слова относятся к руководителям церкви (ср. Деян. 20:28).

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день