Война и мир сон о мире

Сны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения.

Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго определенное место. Сон – не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.
Один из таких эпизодов – сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи».

«Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».

Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи.

Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не лучайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.

— Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он у Пьера.

Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца – князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.

Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы но ни говорил – я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.

Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Сны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Источник

Сочинение Сны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения.

Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго определенное место. Сон – не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.
Один из таких эпизодов – сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи».

«Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».

Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи.

Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Читайте также:  Как направить сон на решение задач

Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не лучайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.

— Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он у Пьера.

Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца – князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.

Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы но ни говорил – я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.

Источник

«Сны в романе «Война и мир»»

Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения.

Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго определенное место. Сон — не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.

Один из таких эпизодов — сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи».

Князь Андрей охвачен новым чувством, открывшим ему «счастье, неотъемлемое от человека». Он живо представляет себе «ту минуту на перевязочном пункте, когда при виде страданий нелюбимого им человека», Анатолия Курагина, «ему пришли эти новые, сулившие ему счастье мысли». «Сострадание, любовь к братьям, с любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врачам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал», — вот что было новым счастьем для Андрея Болконского. Ясные мысли князя сменяются тяжелым бредом. Князь Андрей слышит тихий, шепчущий голос: «И питии-пити-пити», «и ти-ти». «Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок», которое он старался держать ровно.

Это рушились убеждения и былые стремления героя и восставала новая, вечная истина, так поздно, но верно осознанная героем. Бредовое и реальное смешиваются в мыслях Андрея: это красный свет свечки, шуршанье тараканов и мухи, «бившейся на подушку и на лицо его», «белое у двери», кажущееся ему то статуей сфинкса, то рубашкой на столе.

«Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».

Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи.

Глубоко символичен последующий сон Андрея. Умирающий объясняется с Наташей, испытывает странное физическое ощущение ее близости, понимает, что любит ее больше всех в мире, и отчаянно цепляется за жизнь. «Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть? Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» — такими мыслями терзает он себя.

Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не лучайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.

— Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? — спросил он у Пьера.

— Я думаю, что да, — ответил Пьер»

Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца — князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.

Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы, но ни говорил — я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.

Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.

Источник

Роль снов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Культура XIX века дала мощный «толчок» развитию литературы, искусства, просвещения и науки в XX веке. Отметим, что именно конец девятнадцатого столетия знаменуется мощным подъемом культуры в России. Грамотность распространилась не только в городах, но и деревнях. Поэтому большое распространение получила периодическая печать. В дворянской среде распространялись идеи просветительства и гуманизма, интерес к науке и искусству.

Читайте также:  Дом странных снов екатерина азарова скачать бесплатно все книги

Историко-культурный материал эпохи огромен. Особенно интересно в наше время развитие просвещения, литературы, изобразительного искусства и театра. Во второй половине XIX века молодежь увлекалась Некрасовым, Салтыковым-Щедриным и особенно Толстым. Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла читательский кругозор, формировала взгляды.

В этот период работали такие выдающиеся писатели, как Н. А. Некрасов и Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. А. Гончаров, Ф. М. Решетников и Г. В. Успенский, Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, Д. И. Писарев, А. Н. Островский и А. П. Чехов.

Их произведения отражали остроту общественно-политической борьбы, происходившей в России в это время, способствовали ослаблению дворянской идеологии, борьбе с произволом власти, вызывая пристальный интерес со стороны лучших представителей русской интеллигенции.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» был особенным произведением в творчестве писателя. Здесь философия в снах и на яву переплетается с жизненными условиями быта.

Авторский юмор улыбчив и безобиден. Но нередко он становился острым. А в других случаях этот юмор делается печальным. Уже в это время стала складываться специфически чеховская художественная манера – немногословность. Стиль художественной литературы подразумевает особое отношение автора к выбору средств языка и сочетания нейтральной лексики и разговорными и просторечными вкраплениями. Таков русский менталитет, мы воспринимаем более ту речь, которая нам близка.

Человек, читая произведение писателя-классика, всегда обращает внимания на диалоги персонажей и внимательно следит за развитием излюбленного сюжета.

Сегодня произносят часто фразу «Русские мысли и русские идеи». Важно говорить о русских по поводу мыслей и проблемных идей. Важно сказать, что в русской идее много сложностей с восприятием мыслей и проблем.

Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. Толстой философски рассматривал быт и семью человека и ненавидел фальши. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие.

Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает тексты как продукты своего труда другим.

Роман создавался писателем в течение 7 лет (1863 – 1869) и потребовал гигантской затраты творческих сил. Писатель досконально изучал историческую и мемуарную литературу, неоднократно менял структуру произведения.

Противоборство добра и зла – развивается в романе по мере действий. Важно определить роль снов в романе «Война и мир» и их воздействие.

Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Образы характеризуют состояние эпохи.

«Война и мир» не только самое большое, но и самое совершенное произведение Льва Толстого. Оно так же самое важное во всей русской реалистической литературе.
При характеристике языка как общественного явления следует также учитывать его зависимость от изменения состояния человеческого общества. Правда, этим свойством обладают и другие явления, обслуживающие общество.

«Внутренний мир персонажей романа изображается динамично, в развитии, обусловленном и военными событиями, и семейной жизнью. Так на протяжении ряда глав изменяются взгляды и чувства Андрея Болконского – от романтического увлечения военной карьерой и славой, затем гражданской деятельностью до разочарования в них и поиска истинного смысла жизни; изменения претерпевают и его чувства к молодой Наташе Ростовой». (Барыкин В. Е. Эстетика Льва Толстого. – М.: Изд-во Наука, 2004. – С. 7.)

Конечно, личность – это определенная устойчивая целостность базовых черт, которая не сводится к простому перечислению ее характеристик. Личность благодаря устойчивой целостности базовых черт и меняется, и одновременно остается тождественной самой себе.

Данная устойчивая организация внутренней жизни индивидов «удерживает» единство психических процессов в определенном качественном состоянии, хотя человек осуществляет в процессе своей жизнедеятельности многоплановые взаимодействия с миром.

Результаты такого взаимодействия и «подключенность» личности к культуре, миру «абсолюта», несводимому к конкретно существующим формам культурного бытия, ведет к возникновению многочисленных новообразований в содержании жизнедеятельности индивида.

Андрей Болконский – человек патриотического склада, он не боится смерти и не любит сплетен и зависти. Участвую в военных действиях, он постоянно жалуется на сложности жизни простых людей. Он считал Наполеона злодеем.

Вспоминается его сон от усталости, и известия об измене Австрии.

«Андрей закрыл глаза и ему почудилось поле боя. Началась канонада, везде стреляли.
Это был тяжелый быстрый сон. Он увидел приближающийся экипаж. Он почувствовал приближение смерти. Видел Шмита и испытывал чувство радости жизни». (Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. – М.: Изд-во Наука, 1996. – С. 76.)

Восприятие сна А. Болконского может трактоваться как предвещение смерти. Возможности нового поколения в войне во сне трактовались только как победа русской армии над Наполеоном. Военная тема постоянно преследует героев романа.

Глубоко символичен последующий сон Андрея. Умирающий объясняется с Наташей, испытывает странное физическое ощущение ее близости, понимает, что любит ее больше всех в мире, и отчаянно цепляется за жизнь.

Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть? Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» — такими мыслями терзает он себя.

Николенька Ростов заснул быстро и был в беспамятстве всего одну минуту:
«Он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, худенькие плечи Сони и смех Наташи. Он видел солдат, схвативших его за плечо» (Толстой Л. Н. Война и мир: в 4 т. Т. 1 и 2 / Примеч. Н. М. Фортунатова; ил. Д. Шмарикова; оформл. Г. Метченко. – М.: Сов. Россия, 1991. – С. 226.)

Белый цвет во сне символизирует нравственную чистоту молодого человека. Белый цвет рассматривает сложности жизни и нравственную неприкосновенность.
Николенька всегда боялся войны и боялся смерти. Во сне его хватали солдаты, которые боялись всех, кто любил родину. Для Николеньки этот сон обострил память.

В связи с этим нарастает проблема формирования у детей патриотизма и любви и уважения к родине.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Особую роль в формировании нравственных качеств играет мать. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами.

Читайте также:  Все термины в литературе с толкованием

Последними усваиваются нравственные нормы обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения.

Пьер Безухов в романе сложный человек. Он любит Элен, а потом женится на Наташе. Пьер опустил глаза. Между ним и Элен в забытье не было преград. Он был с ней рядом.
Пьер видел во сне Государя в парадном мундире и Николая Ростова. Он почувствовал, что Наташа будет вместе с ним. Сон не был глубоким. Пьер всегда не мог точно понять, откуда приходят эти вещие сны.

Вообще сны в романе – это своего рода предчувствие какого-то события в жизни общества или личные изменения в жизни того или иного человека.

Пьер всегда уделял большое внимание снам, он пытался разобраться в своей жизни и жизни других.

Князь занимался тем, что утешал своих близких по поводу проблемы с продовольствием и эвакуации из Москвы. Государь император во сне спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность. Пьер находит покой и счастье в тихой семейной жизни с Наташей.

Наташа видела сон в то время, когда погибал князь Андрей. Она почувствовала, что выйдет замуж за Пьера и с ужасом проснулась.
«Война и мир» мало напоминает классический роман. В конце повествования умирает Андрей Болконский. Пьер Безухов женится на Наташе Ростовой.

Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а случайной сценой сна Николеньки, сына князя Андрея.

Именно религиозный элемент в отдельные периоды истории общества не только заметно выступал на передний план, но и оказывался подчас определяющим, структурообразующим моментом, дававшим импульс для развития той или иной цивилизации.

В данной работе речь пойдет о жизни православной семьи. Русские люди, как известно, отличаются ментальностью от других национальностей. Они добры, великодушны, застенчивы в жизни.

Щедрость и умение общаться – основное для людей, которые всегда жили в России и являются патриотами своей родины.
«В настоящее время очень много внимания уделено воспитанию детей дошкольного возраста.
В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.
Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.

Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности». (Ковалев В. А. Своеобразие художественной прозы Л. Н. Толстого. – М.: Изд-во Время, 1996. – С. 78.)

Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен.

Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Сон предвещает испытания, которые суждены Пьеру – будущему декабристу.

Дальнейшая жизнь Пьера и Наташи лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная эволюция, их нравственные поиски составляют подлинное особое содержание «Войны и мира». И Пьер Безухов, и князь Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. Итак, сон – это не только проявление человеческих эмоций и чувств, но и предвещение особого события в жизни человека.

XIX век занимает особое место в истории русской литературы. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, духовные мысли, имеющие непреходящее значение.

В среде поместного дворянства существовали истинные любители литературы и театра, собиравшие прекрасные библиотеки; образованные сельские хозяева, бывавшие за границей и применявшие европейские новшества в хозяйстве и в быту.

Сны А. Болконского и Пьера Безухова интересны с точки зрения философских размышлений о жизни и смерти.

Философия романа и снов героев – прославление природы и жизни в противовес ухищрениям разума и цивилизации. Рационалист Толстой сдался иррациональным силам существования. Это подчеркнуто в теоретических главах и символизировано у Толстого.

Безусловно, семья, отношения в ней и отношения к ней, представляющей фактическую и моральную основу жизни народа, приобретали особую значимость.
Толстой был убежден, что «род человеческий развивается только в семье».

Отрицание серединной культуры – опасная черта в русских людях, это нигилистическая черта. Важно сохранить человеческое достоинство в культуре и возможности достатка. Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Важно понимать особенности русской культуры быта и человека.
Поскольку информация – один из важнейших инструментов управления обществом, постольку разные власти по-разному решают проблему доступа аудитории к ней, в связи с этим и проблему ограничения свободы слова и журналистики; занимаются нередко для маскировки своей политики, как они заявляют, регулированием информационных сложных потоков.

Провидение до сего времени хранило Русскую церковь, и она не была вовлечена в тот процесс, происходящий в Европе, результатом которого стала дехристианизация как в науке, так и в гражданском обществе. Общество девятнадцатого столетия даже в романе менялось по стечении времени.

У Толстого оно поменялось со смертью князя А. Балконского и замужеством Наташи Ростовой.

Особенно благодаря тому, что русская церковь отстаивала ранний католицизм в борьбе с его двумя внутренними врагами – папизмом и протестантизмом, а также благодаря тому, что она не отрицала разум, как это делала Римская церковь, и не допускала при этом возможности появления заблуждений, которые могут отсюда возникать, как это происходит в протестантизме, – она единственная способна стать посредником, что, впрочем, должно быть сделано единственной основой науки в России – и самими русскими.

Кроме того, известная патриархальность семейно-родственных отношений могла служить противовесом тревожащей писателя утраты моральных ценностей.
Сны придавали героям романа душевные силы и веру в завтрашний день.

Пьер Безухов верил в воздействие снов на человека. Он любил повторять, что философские доводы и мысли рождаются в голове, когда человек спит.
Андрей Болконский видел во сне Наташу Ростову и неизбежность разлуки с ней. Сны играли серьезную роль предсказания развития сюжета, что делало «Войну и мир» более насыщенным произведением.

Список использованной литературы

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день