Война и мир сон николенька болконский

Сны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения.

Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго определенное место. Сон – не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.
Один из таких эпизодов – сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи».

«Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».

Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи.

Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не лучайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.

Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца – князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.

Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы но ни говорил – я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.

Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.

Источник

Сочинение на тему: ОБРАЗ БУДУЩЕГО ДЕКАБРИСТА НИКОЛЕНЬКИ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Рождение Николеньки

Вернувшись с войны раненым, князь Андрей застает роды сына, которые случаются прямо в день приезда. Молодой князь возвращается с войны с поменявшимися приоритетами. Он видит смысл жизни в любви, готов посвятить себя семейной жизни. Но в день рождения Николеньки умирает его мать, так и не дав возможность мужу вернуть в семью гармонию, любовь и понимание. Сразу после похорон матери, Николеньку крестили. Крестными родителями стали самые близкие люди – дед и тетушка крохи.

Внешне малыш с самого рождения был очень похож на мать. У него были ее темные вьющиеся волосы, особенно ярко выдавала сходство верхняя губа. Николенька вобрал в себя все самое лучшее от родителей. От матери – внешность, от отца – характер, который сделает из него целеустремленного и умного ребенка.

Читайте также:  Грудничок перед сном мотает головой и ногами бьет

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Отличительными чертами Николая Болконского являются пунктуальность и строгость. Он никогда не тратит свое драгоценное время впустую. В доме все живут по установленным им правилам и придерживаются строгого распорядка.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.

Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие. Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Бориса Друбецкого в романе Л. Толстого “Война и мир”

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

Воспитание Николеньки

Воспитанием малыша занималась в основном его крестная мать и тетушка – княжна Марья. Она получает большое удовольствие от воспитания ребенка, общения с ним. Марья пытается дать Николеньке и минимальное образование – она сама занимается с ним русским языком, музыкой. Также с ним занимается приглашенный из Швейцарии учитель месье Десаль.

Отец маленького князя старается проводить с ним время, но ему сложно посвятить сыну всего себя. Даже держа Николеньку на коленях и рассказывая ему сказку, Андрей отвлекается, уходит в размышления, концентрируется на себе, а не на сыне. Тем не менее, малыш испытывает к отцу большую любовь и уважение.

В 7 лет Николенька теряет отца. Для него это большое потрясение, но он еще не способен полностью осознать, что произошло. Память об отце Николенька сохранит на долго, не потеряет уважение к нему. Он всегда будет стремиться быть похожим на князя Андрея Болконского.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное — работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она «пустоцвет», чего-то в ней не хватает.

Николенька в 15 лет

После долгого перерыва в описании, Толстой представляет читателю юного князя, когда тому исполняется 15 лет. Этой умный и хорошо воспитанный подросток, но немного болезненный и слабый. Николенька сильно боится темноты и в его комнате постоянно горит лампадка. От привычки зажигать ее мальчика не смог отучить никто.

Всегда юный князь хотел быть похожим на своего отца. Примечательно, что лучший друг Андрея Пьер Безухов смог стать настоящим примером для Николая. Он видел в Пьере лучшие качества, стремился быть походим на него. Крепкая связь с отцом делала Пьера настоящим героем в глазах мальчика.

Сон Николеньки

Завершающей сценой эпопеи становится сон юного князя. В нем он очень поход на отца. Ему приснилась мечта Андрея Болконского – он видит славу. Юный князь, его отец и Пьер Безухов скачут на конях во главе целого войска. Несмотря на то, что сон был страшным – Пьер становился отцом, бесформенная масса вызывала в мальчике слабость от большой любви, все же этот сон является символичным и говорит о том, как похож юный герой на своего отца, что ему и всему поколению предстоит новая жизнь, ведущая вперед.

Читайте также:  Искать друга во сне и не найти где он

Характеристика Николеньки в «Война и мир» не случайна. Через положительный образ мальчика Толстой говорит с читателем о будущем. Ум, воспитание, честь перейдут в следующее поколение и смогут утвердить статус России как великой державы.

Данный текст поможет грамотно написать сочинение на тему «Николенька Болконский», описать мальчика и его роль в великом произведении Л. Н. Толстого «Война и мир».

Этот мальчик на семь лет моложе Пушкина и на восемь лет старше Лермонтова; он — между ними.

Самый младший из всех героев «Войны и мира», он родился на наших глазах 19 марта 1806 года, в ночь, когда его отец, которого считали убитым, вернулся с войны живой, а мать умерла, и на мертвом лице ее был укоризненный вопрос: «Ах, что вы со мной сделали?»

Мы помним этого мальчика годовалым, когда он «улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки». Мы помним его семилетним у постели умирающего отца, когда он «все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей вслед за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал».

В конце 1820 года ему почти пятнадцать лет. Где-то в другом доме бегает с игрушечной саблей мальчик моложе его — любимый брат Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, Ипполит. Восемнадцати лет он пойдет с братьями под знамена восстания и, увидев, что оно разгромлено, выстрелит себе в рот.

Николеньке Болконскому будет в то время почти двадцать, и он станет не просто Николенькой, а князем Николаем Андреевичем Болконским.

Болконские живы в подростке с тонкой шеей, с приподнятой верхней губой, как у матери, и с лучистым взглядом отца. Он живет в доме тетки — в том доме, где был бы хозяином его отец, если бы остался жив. Никто не обижает мальчика: конечно, он сыт и одет, у него тот самый гувернер-швейцарец, которого еще отец привез из своего путешествия за границу; графиня Марья любит его, и дядя Николай заботливо ведет хозяйство в его имениях…

Будущее мальчика ясно: блестящее образование, богатство, знатность; перед ним — Болконским — открыта любая карьера; он может возродить забытое имя отца и деда, продолжить их древний род. Но Николенька одинок в этой большой семье, в этом шумном доме. Графиня Марья беспокоится за него: «он вечно один со своими мыслями». Вероятно, она права в своем беспокойстве. В пятнадцать лет человек очень зорко видит и слышит все, что происходит вокруг него, и

очень твердо судит о людях, и хорошо знает, чего он хочет от жизни. Позднее, что-то может измениться, но все-таки в пятнадцать лет многое в человеке сформировалось уже навсегда. Чем живет одинокий мальчик — князь Николай Болконский? Он «любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Он придумал князя Андрея — как всякий мальчик, выросший без отца, придумывает его себе. «Несмотря на то, что в доме было два похожих портрета, Николенька никогда не воображал князя Андрея в человеческом образе». Он был «божеством, которого нельзя было себе вообразить», а Пьер был его другом, и он любил Наташу, которую любил отец. Его представление о том, что было между Наташей, его отцом]и Пьером, о жизни отца р Пьера до войны — верно и неверно. Что-то он знает из рассказов взрослых, но освещает в своем воображении волшебным, поэтическим светом. Что-то он придумывает — и уже навсегда верит тому, что придумал.

Но, как бы ни было, из всех людей на земле он выбрал образцом для себя Пьера — того, кого любил и кому верил его отец, с кем бы он был вместе.

И Пьер выделяет его среди всех детей: «Мы совсем не видались с тобой. Мари, как он похож становится…

— На отца? — сказал мальчик, багрово вспыхнув и снизу вверх глядя на Пьера восхищенными, блестящими глазами».

Все, что говорит Пьер, остается в его душе. «Он не проранивал ни одного слова из того, что говорил Пьер, и потом с Десалем и сам с собою вспоминал и соображал значение каждого слова Пьера».

Читайте также:  Выходила замуж во сне к чему это сниться

О чем же говорит Пьер? Денисов расспрашивает его «то о только что случившейся истории в Семеновском полку, то об Аракчееве, то о Библейском обществе». Мальчик, забытый в своем уголке, слушает. «Денисов, недовольный правительством за свои неудачи по службе, с радостью узнавал все глупости, которые, по его мнению, делались теперь в Петербурге…» Даже Николай, расспрашивая Пьера о петербургских делах, невольно подогревает любопытство мальчика. Да еще Денисов кричит: «Ох! спустил бы опять молодца нашего Бонапаг’та! Он бы всю дуг’ь повыбил».

Почему они так говорят? Чем они недовольны? И что думает обо всем этом ученый, умный и добрый дядя Пьер?

Пьер считает, «что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил.

— Что ж честные люди могут сделать? — слегка нахмурившись, сказал Николай. — Что же можно сделать?»

Николай, как и всякий ограниченный человек, считает, что подростку — для его же блага — лучше не слышать, о чем спорят взрослые.

— Отчего? Оставь его, — сказал Пьер.

И, оставшись с большими в кабинете, Николенька услышал: «…все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ; просвещение душат. Что молодо, честно, то губят. »

Пьер говорит это в декабре 1820 года, когда изнуренный лихорадкой Александр Пушкин томится в кишиневской ссылке, когда Павел Пестель по ночам думает над рукописью «Русской правды», по всей армии слышатся разговоры о восстании, всколыхнувшем Семеновский полк, а стихотворение Рылеева «К временщику» уже пошло по рукам, и люди учатся думать, читая эту злую сатиру на Аракчеева.

В Петербурге честные люди собираются, чтобы содействовать просвещению и благотворительности. Пьер считает: «Цель прекрасная и все, но в настоящих обстоятельствах надо другое… пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Пьер ненавидит Аракчеева, но, кроме того, он боится народного бунта. «Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение…»

Мальчик Николенька не думает ни об Аракчееве, ни о Пугачеве; его волнует справедливость. «Бледный, с блестящими, лучистыми глазами», он напоминает о себе:

«— Дядя Пьер… вы… нет… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? — спросил он.

Пьер вдруг понял, какая особенная, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли должна была происходить в этом мальчике во все время его разговора, и, вспомнив все, что он говорил, ему стало досадно, что мальчик слышал его. Однако надо было ответить ему.

— Я думаю, что да, — сказал он неохотно и вышел из кабинета».

Николай твердо знает, что Николеньке «вовсе тут и быть не следовало». Пьеру тоже «стало досадно, что мальчик слышал его», — но в нем живет то редкое, естественное чувство правдивости по отношению к детям, которое рождает настоящих воспитателей. Пусть неохотно, но он отвечает мальчику правду.

И вот Николенька видит сон, которым кончается сюжетная часть романа Толстого (в эпилоге есть еще вторая часть, философская, но последнее событие в книге — сон Николеньки). «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска… Впереди была слава… Они — он и Пьер — неслись легко и радостно все ближе; и ближе к цели. Вдруг нити, которые двигали их, стали ослабевать, путаться; стало тяжело. И дядя Николай Ильич остановился перед ними в грозной и строгой позе…»

Потом Пьер превратился в отца; отец ласкал и жалел Николеньку, но «дядя Николай Ильич все ближе и ближе надвигался на них. Ужас обхватил Николеньку, и он проснулся».

Этот сон можно толковать по-разному; конечно, он навеян сегодняшними разговорами, но в нем, кроме того, — вся душевная работа замкнутого мальчика за долгие месяцы.

Что будет с этим мальчиком через пять лет — в декабре 1825 года? Как может сложиться его судьба, если он честен и умеет думать, если он верит Пьеру и мечтает о славе, как его дед — под Измаилом, отец — под Аустерлицем? Куда может привести судьба чистого, самоотверженного мальчика 1806 года рождения, наследника лучших людей русской интеллигенции?

Его отец и дед живут в нем; и он, сам того не зная, живет их духом. «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он

был доволен…» (Курсив Толстого.)

Так думает князь Николай Андреевич Болконский — в Сибири он перестанет быть князем, потому что царь лишит декабристов дворянства, но везде он останется Болконским, и князь Андрей пройдет с ним и с Пьером Сенатскую площадь, тюрьму и каторгу — почетный путь русского дворянина.

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день