Восстановите композицию сна обломова выделите основные тематические части

Презентация по литературе на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова». Обломовщина как тип жизни» (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ эпизода «Сон Обломова». Обломовщина как тип жизни.

Проверка домашнего задания. Проанализируйте взаимоотношения Обломова с Захаром. Какие сцены вам показались комическими, какие заставляют задуматься?

7 глава 1 часть. Комичны препирательства между Обломовым и его дядькой-воспитателем. Важно, что Захар и Обломов связаны неразрывно между собой. «Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так и Захар не умел представить себе другого барина…»

Обломова задевают слова Захара о других, он видит в них упрек. Захар не сомневается в правоте своего барина. Но, оставшись наедине с самим собой, Обломов стыдится самого себя. (Т). Комически завершается 8 глава. (Т)

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?» («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?

«Что за чудный край. »

1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?

Обломовке характерны черты русские. Там нам не удается увидеть «вечера в швейцарском или шотландском вкусе», мужики занимаются обычными хлопотами: работой на барина, уплатой податей. Асоциальные проявления сведены на нет: кража считается страшнейшим злодейством, а пьяного мужика мало кто и видел. Обломовка обнесена невидимой стеной, за эту стену не проникает ничего нового. Это местечко подобно городу Калинову Островского: люди не знают об окружающем мире, верят сказкам о двухголовых людях и не пытаются в этом усомниться, принимают все за правду.

Жизнь этого царства вписана в природный круг. Пейзаж. О чем он говорит? Автор осознает всю степень ограниченности этой идиллии, но он не пишет на нее сатиру. Более того Гончаров очарован этой красотой (см. пейзаж). Опять появляется некая двойственность. С одной стороны, обломовцы смотрят на труд как на великое наказание, не желают что-то изменить (см. изба Онисима Суслова). А с другой-они радостны, незлобливы.

Какие сказки рассказывала няня ребенку? Исследователи сравнивают самого Илью Ильича с Ильей Муромцем и с Емелей. Как воспитывается ребенок в семье Обломовых? (+/-). Пагубно, что пытливость и любознательность заглушается, родители пытаются не допустить ни малейшего усилия Илюши, потому, что труд в Обломовке воспринимается как наказание.

СОВРЕМЕННИКИ О РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» А. В. Дружинин, либеральный критик. Статья «Обломов», роман Гончарова». « … весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную придирчивость. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.» «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели её корень таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей перед практической неурядицей…, то злиться на неё значит то же, что злиться на ребёнка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых…»

Сформируем выводы и запишем их. Обломовщина как тип жизни (по гл. «Сон Обломова»): Этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты. Интересы обломовцев сосредоточены на физических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времен года, это определяет заботы мужиков и господ.

Обломовцы ведут привычное существование, они равнодушны к остальному миру. Условия крепостного быта наложили свой отпечаток: они не умеют быть хозяевами, они не практичны, не любят трудиться…

Домашнее задание. Перечитать 2 часть и ответить на вопросы: Какие плоды принесло «трудовое, практическое воспитание» Андрея Штольца? (глава 1, часть 2) Сравните образы Штольца и Обломова:цель жизни, содержание деятельности,семейная жизнь, воспитание (табл.в тетр.). В чём заключается деятельность Штольца? Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц? (гл.4-5, 2 часть)

Номер материала: ДВ-041668

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сон Обломова. Роман И.А. Гончаров «Обломов»

Содержимое разработки

Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»

1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;

2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;

3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Беседа по пройденному материалу:

Какова роль визитеров в начале романа?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Читайте также:  Забивать гвозди в стол во сне

Вспомните содержание 5 главы романа:

Какова его жизнь в Петербурге?

Каково его отношение к начальнику?

Почему оказался на диване?

Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».

В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?

В главе «Сон Обломова»

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?

В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?

Функция сна в произведениях:

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Функция сна в романе «Обломов»:

Какова композиция этой главы?

Из скольких частей состоит (условно)?

Как вы это определили?

«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Сформулировать ответ письменно в тетради)

Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)

«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»

Вспомните описание утра;

Каков полдень? Каков вечер?

Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

С какой целью автор использует пейзаж?

Анализ 2 части сна:

Семилетний Обломов в родительском доме.

Восприятие окружающего мира.

Анализ 3 части сна:

Анализ 4 части сна:

Взгляды обломовцев на жизнь.

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.

Автор показывает читателям истоки характера героя:

как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.

Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?

Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.

Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.

Реализация домашнего задания: (работа в тетради)

Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:

Положительные стороны жизни обломовцев:

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Отрицательные стороны жизни обломовцев:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

6.Воспитание Обломова «по-обломовски».

Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.

И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Источник

План урока литературы 10 класс Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Читайте также:  Если во сне ругаешься с близким человеком

Популярные сочинения

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Сон обломова утопия или нет сочинение

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках довольно объёмного романа. Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом. «Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой! он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар! ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки. Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей, ни родителей его р! одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей. Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки. Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню. Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Читайте также:  Грудничок во время сна мотает головой

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день
Adblock
detector