Вопросы к четвертому сну веры павловны

Сны Веры Павловны (краткое содержание)

2 ответа

Первый сон Веры Павловны: героиня находится в подвале, в заточении, но внезапно оказывается на поле со спелыми желтыми колосьями. Вера как будто была больна параличом, но освободившись стала лучше себя чувствовать. С верой заговорила женщина, которая просила выпускать из подвалов девушек и помогать им излечиваться.

Второй сон: Лопухов и Мерцалов гуляют в поле. Они беседуют о том, что существует два вида грязи – реальная и фантастическая. Если первая позволяет жизни иди естественным путем, в ней рождаются колосья, то вторая – разрушительна, в ней не может быть плодородия. В это время Вера видит свою мать, которая неустанно трудится для того, чтобы прокормить семью, но на ее изнуренном лице проскальзывает улыбка. Затем героине видится, как она сидит на коленях у офицера, а после приходит явление, что она не может устроиться на работу. Вере становится понятно, что нужно простить свою мать за жестокость, ведь все свои силы она положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, что и стало причиной ее ожесточения.

Третий сон: Дневник Веры, которого на самом деле не существует, попадает в руки к певице Бозио. Они читают его вместе. Написано в дневнике о подробностях отношений героини с Лопуховым. Последнюю страницу девушка открывать боится. Становится понятно, что она хотела бы любить мужа, но не может, так как их чувства – это всего лишь дружба и привязанность. На самом деле Вера влюблена в Кирсанова.

Четвертый сон: В хронологическом порядке Вере являются различные богини: Астрата, Афродита, Богоматерь. Через этот парад появляющихся богинь Веру ведет одна красавица, в которой героиня узнает саму себя. Она раскрепощена, независима, повелительница нового времени. Перед Верой появляется некий райский сад. Труд в нем является добровольным, все равны и свободны, нет ничего принудительного и обязательного.

Оценка: 4.1 ( 27 голосов)

Сны Веры Павловны – это часть композиционного построения романа Чернышевского «Что делать». Всего в произведении нужно читать 4 сна.

1 сон. Героиня освобождается от заточения в подвале. Ее встречает новый образ – невеста, которая символизирует любовь к людям. Она просит Веру освобождать девушек и лечить их тело и душу. Смысл сна – освобождение от невежества и законов темного царства, представителем которого являются родители Веры. Мать объясняет дочери смысл женской судьбы – выход замуж по расчету.

2 сон. Герои романа Лопухов и Мерцалов идут по полю и рассуждают о грязи: реальной и фантастической. Вера видит себя и свою мать, изнуренную тяжелым трудом. Смысл сна – расслоение общества на бедных и богатых. Одни живут в реальной грязи, но приносят пользу – это бедные. Другие праздно проводят дни, создавая только фантастическую грязь. Мораль и нравственность рождается в реальной грязи, а лень, чванливость, разврат – плод фантастической грязи.

3 сон. Вера читает дневник с певицей, несуществующей в реальности. Дневник – книга взаимоотношений Веры и Лопухина. Последнюю страницу девушка открыть не может. Там должно быть признание в любви, а его нет. Вера любит другого.

4 сон. Вера идет среди богинь. Она смела и свободна. Перед ней открывается райский сад, в котором люди трудятся по желанию. Смысл – общество будущего в голове девушки. Женщины становятся полноправными членами, непорочными, умными и развитыми.

Источник

Анализ 4 сна веры павловны в романе что делать

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.

Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Читайте также:  К чему снятся вампиры и кровь сонник

Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.

Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Источник

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)

Одной из композиционных частей романа Николая Чернышевского «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Они очень важны в произведении. Фактически можно сказать, что эти сны многое проясняют в главной сюжетной линии романа. С другой стороны, они цельны сами по себе. Ведь Чернышевский использует прием сна для введения в текст своих философских размышлений о мире и его устройстве. Рассмотрим подробней смысл снов Веры Павловны, как они проясняют сюжет, и что автор говорит через эти сны читателям.

Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?». Ее судьба отнюдь не была простой. Она воспитывалась в прилежной семье, получила хорошее образование, однако не имела права самостоятельно решать свою судьбу. Ее мать пытается выдать дочь замуж да быстрее. То общество больше всего гордилось богатым женихом и хорошим имением. Именно такого мужа подыскала мать для заведомо несчастной дочери. Но все обернулось к лучшему, когда Вере Павловне протянул на помощь руку некий студент, медик по будущему образованию Дмитрий Лопухов. Он пытается вырвать ее из этого домашнего попечения-заключения и пристроить на работу в гувернантки. Но, к сожалению, не все складывается так, как задумывал молодой человек. Ему приходиться воспользоваться планом Б: Лопухов делает предложение Верочке и таким образом спасает ее из будущего ада.

Накануне Вере Павловне сниться первый сон. В нем она нездорова и находится в подвале. Вскоре оковы спадают с нее, и Верочка чувствует себя намного лучше. Она оказывается возле поля, где с ней говорит незнакомая женщина – «любовь к людям». Незнакомка призывает ее на помощь другим, точно таким же заточенным женщинам. Этот сон был предвестником того, что Вера Павловна наконец-то выберется из домашней безысходности и получит свободу. Чернышевский в первом сне закладывает основы своей утопии. Это мир, где женщина больше не чья-то собственность, не просто красивая вещь, а настоящая личность. Все, что нужно для этого, – дать ей свободу и показать путь к мечте. Вера Павловна выходит с темницы этого жестокого мира. Символично, что она оказывается на поле. Это то место, где каждый год растет и зреет что-то новое. Пребывая в рамках старого мира, она совсем не знала людей. Она думала, что все они жестоки и холодны. Оказывается, кроме них, есть еще и другие, которых можно любить.

Читайте также:  Выдирать волосы на лице во сне

Во втором сне Вера Павловна видит своего мужа Лопухова и священника Мерцалова в поле. Они о чем-то горячо спорят и говорят о двух вариациях одной грязи: реальной и фантастической. Мужчины задаются вопросом: почему в реальной грязи произрастают колосья, а в фантастической – нет. В ходе философской беседы они приходят к выводу, что все дело в движении. Если грязь движется, то она способна что-то родить, если нет, то, соответственно, не имеет таких свойств. Далее они переходят на воспоминания о своем далеком прошлом. Мерцалов с грустью говорит о матери, которая всю жизнь пропахала на земле, дабы дать что-нибудь своим детям. Вера Павловна также вспоминает свою мать и понимает, что она старалась не меньше. Главная героиня прощает ей все проступки.

Во втором сне есть несколько интересных моментов. Во-первых, символический разговор о реальной и фантастической грязи. Что они символизируют? Реальная грязь – это образ бедных людей. Пока они трудятся на земле, они чего-то стоят в этой жизни. Такие люди вносят свою лепту в существование этого мира. А вот фантастической грязью являются богачи. Они только расточают то, что созидают бедные. В итоге стоят на месте и не обогащают общество. В них нет высшего благородия – труда. Чернышевский показывает вторую грань своей утопии. Для него идеальный мир – это место, где все люди работают и приносят этим хоть какую-то пользу. Интересно, что Ленин настолько полюбил идеи литератора-философа Чернышевского, что попытался воссоздать это идеальное общество в виде коммунизма.

Еще один ключевой момент из второго сна Веры Павловны – это образ ее матери. У нее больше нет обиды на мать за то, что та пыталась выдать ее замуж без согласия. Верочка понимает, что на самом деле мать любит ее, но она также родилась и выросла в таком обществе. Это оставило свой след на ее характере и образе жизни.

Третий сон помогает Вере Павловне разобраться в себе. Ей снится, что известная певица Бозио принесла дневник. Верочка понимает, что эта вещь принадлежит ей, хотя в жизни она никогда не вела дневников. Они вместе листают и прочитывают некоторые страницы. Много хороших слов звучит в сторону ее мужа. Она видит, что уважает этого человека, очень благодарна ему, но, к сожалению, не испытывает к нему более сильных чувств. Вера понимает, что пришло время сказать себе правду. Она никогда не любила своего мужа. Он был для нее опорой и главным человеком в ее жизни, но не любимым. Ведь это глубокое чувство Вера Павловна испытывает к другу Дмитрия Александру Кирсанову.

Этот сон повлиял на дальнейший сюжет романа: Вера и Кирсанов соединили свои судьбы. А что же подразумевает под ним Чернышевский? Он видит идеальный мир, где люди не должны жить вместе насильно, в этом он соглашается с русской поговоркой. Третий сон продолжает идеи первого, которые заканчиваются логическим выводом в четвертом сновидении Веры Павловны.

Заснув, Верочка видит женских покровительниц: богиню Афродиту, Астарту и Богоматерь. Все они символизируют женщину определенной эпохи. Каждая из них не была вольной распоряжаться своей судьбой. Над женщиной всегда был повелитель – мужчина. Чернышевский хочет поменять это, поэтому на сонном празднике к Вере Павловны подходит необычайно красивая женщина с вольным игривым взглядом. Главная героиня узнает в ней себя. Социальная роль будущей женщины меняется. Все общество живет по законам равенства. Конечно же, это утопия. Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» помогают более полно раскрыть сюжет произведения. Складывается впечатление, что автор оставляет кое-что за кадром и с помощью снов возвращает этот пазл на место. Без четырех снов, представленных в романе, теряется главная идея написанного. Всё произведение воспринималось бы совсем иначе, если бы сновидения не давали символический комментарий к тому, что происходит по сюжету. И все же мир Чернышевского обречен на провал, будущее это подтвердило. Но люди никогда не оставят попыток создать это идеальное общество хотя бы в одном из миров иллюзий.

Источник

Общество будущего в четвертом сне Веры Павловны

Общество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от “власти земли” над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы.

Труд перестанет быть тяжелым и позорным бременем, станет легким и радостным, ибо все тяжелые работы будут делать машины. Труд станет естественной потребностью и наслаждением для человека. Люди будущего, предсказывает Чернышевский, превратят

Человек будущего, освобожденный от нужды и забот, станет всесторонне развитым существом, сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры. Люди будущего цветут здоровьем и силой, они стройны и грациозны, они не рабы машин, а творцы и созидатели.

Они – музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют совершенными, ими созданными машинами. “Все они – счастливые красавцы и крас! авицы, ведущие

Читайте также:  К чему снится смотреть на рыбу во сне

Рисуя победу социализма в России, Чернышевский в то же время предсказывает неизбежное торжество его во всем мире, когда будут сметены все искусственные границы между народами и каждый человек станет желанным гостем и полноправным хозяином в любом месте земного шара. Тогда исчезнет всякое угнетение человека человеком, наступит “для всех вечная весна и лето, вечная радость”.

С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмет на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения и обеспечении стариков. Он верил, что сменится всего несколько поколений, и социализм победит в России и во всем мире. Гениальное предвидение Н. Г. Чернышевского сбылось в наше время: многие страны Европы и Азии приступили к построению социалистического общества, следуя великому примеру советского народа, построившего социализм и идущего к коммунизму. “Будущее светло и прекрасно”,- неустанно повторял Чернышевский и страстно звал к борьбе за него: “Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте””ег”67 переносите из него в настоящее;” сколько можете перенести: “настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего.

Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”.

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-“лишние люди”. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Об

Ломов при всем различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, “умные ненужностн”, “титаны слова и пигмеи дела”, натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, – от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его “новые люди” знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей.

Герои Чернышевского – творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они – главные герои ромайа; поэтому уже к концу второй главы романа “отпускаются со сцены” такие представители старого мира, как Марья Алеюсеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман начинается необычно, с развязки – сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов – Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.

Чернышевский сам в третьей главе (“Предисловие”) разъясняет смысл этого приема: “Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца ее, прикрыл их туманом”. Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор “забрасывал удочку с приманкой эффектности”, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить ее с толку обычными приемами авантюрного романа.

В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: “Я пишу без уловок и потому вперед говорю: трескучего столкновения не будет, все развяжется без бурь, без громов и молний”.

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке “Перемена декораций”.

Очень большое значение в романе приобретают развернутые образыаллегории – сны Веры Павловны. Так, в первом сне в аллегорической форме изображена революция, которая несет – свободу закрепощенным женщинам, томящимся в “сырых, темных подвалах жизни”. Во втором сне дается изображение “реальной грязи”, все элементы которой здоровы. “Реальная грязь”, “чистая грязь”,- это народ, жизнь которого “имеет главным своим элементом труд”. “Колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос”. “Фантастическая грязь”, “грязь гнилая” – это паразитические классы, живущие чужим трудом.

Все, что порождается этой “фантастической грязью”, дурно.

Особенно велико значение четвертого сна Веры Павловны. В нем в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвертом сне Веры Павловны снова появляется революция, “сестра своих сестер, невеста своих женихов”.

Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что “нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины”, рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о “художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель – тот, кто “самодовольно толкует о литературных или ученых вещах, в которых ни бельмеса не смыслит,, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нем столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нем столько же, как в попугае) “.

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал, огромное уважение, истребовал от него вдумчивого, пристального,. подлинно проницательного отношения к рассказу о “новых людях”.

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чем по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Источник

Поделиться с друзьями
Полезные советы на каждый день
Adblock
detector