Возраст-зависимые проявления неврозов у детей
М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук
Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.
В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:
Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.
Развитие сознания
Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.
В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Развитие эмоций
Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.
В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.
В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.
В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.
Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.
Виды соматизации у детей
От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления
Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.
Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.
Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.
На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.
Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.
Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.
Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).
С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.
Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).
Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.
Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.
От 3 до 7 лет
психомоторные проявления
Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.
В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.
Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).
Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.
Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).
Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.
Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.
От 7 до 11 лет
аффективные проявления
У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.
Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.
С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления
В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.
Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.
Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.
Источник
Головокружение во время сна у детей
Дифференциальный диагноз патологических двигательных феноменов, развивающихся во время сна. охватывает широкий спектр различных расстройств, в том числе парасомнии разного типа и ночные эпилептические припадки.
• Миоклонии засыпания, представляющие собой внезапное вздрагивание ног или рук и говорение во сне, наблюдаются часто и безобидны.
• Выраженная двигательная активность с подергиваниями конечностей или движениями всего тела наблюдается в рамках САС как проявление общей активности (периодические пробуждения).
• У пациентов с синдромом беспокойных ног в 70—90% случаев развиваются периодические (каждые 20—40 с) мышечные подергивания в конечностях.
• Повторные эпизоды, сопровождаемые внезапным неполным (частичным) пробуждением из глубокого сна (наблюдаются чаще, как правило, в первой половине ночи), обозначаются как NREM-парасомнии (парасомнии медленного сна). К важнейшим из них относятся ночные страхи, хождение во сне и так называемые пробуждения со спутанным сознанием. Характерна частичная утрата сознания с координированными, но бесцельными действиями и последующей амнезией эпизода.
Возникновению парасомнии медленного сна способствуют недостаточность сна, лихорадка, стресс, алкоголь, снотворные средства. Описан отягощенный семейный анамнез у таких пациентов.
• Ночными страхами страдают прежде всего впечатлительные дети. Эпизоды часто сопровождаются криком и плачем, выраженными вегетативными проявлениями (потливость, тахикардия, учащенное дыхание). Глаза ребенка при этом открыты, но его невозможно успокоить или вызвать у него нормальную реакцию. Дифференциальный диагноз проводят прежде всего с ночными кошмарами, однако при них, в отличие от ночных страхов, пациент обычно полностью просыпается и рассказывает о сновидении, вызвавшем испуг.
Дифференциальный диагноз между ночными страхами, ночными кошмарами, нарушением поведения во время быстрого сна (см. ниже), эпизодами остановки дыхания при САС, ночными эпилептическим припадками и ночными паническими атаками в узком понимании (в основе которых лежит психическое расстройство) иногда можно провести только с помощью видеополисом нографического исследования.
• Снохождение (сомнамбулизм) чаще наблюдается у детей школьного возраста, но встречается также у подростков и взрослых. При этом человек встает, ходит, совершает сложные действия, ест во сне. При ажитированных формах снохождения он может нанести повреждения себе и окружающим. В этих случаях можно предположить, что это проявление ночной эпилепсии (эпилептическое блуждание).
• Эпизоды пробуждения со спутанным сознанием наблюдаются во всех возрастных группах, для них характерны менее выраженные двигательные, эмоциональные и вегетативные проявления, чем для ночных страхов и снохождения.
• Нарушение поведения в фазу быстрого сна представляет собой «осуществление сновидений». Оно обусловлено утратой физиологического контроля двигательной активности в REM-фазу и проявим ется криками, резкими движениями конечностей. взмахами, ударами рук и выпрыгиванием из постели. Эта форма парасомнии связана с фазой сна с быстрыми движениями глаз и чаще наблюдается во второй половине ночи. Во время эпизода чело века бывает трудно разбудить, а затем он мсас-целый день вспоминать о своем «ужасном» сне.
Нарушение поведения в фазе быстрого сна провоцируется употреблением алкоголя, некоторых лекарственных средств (например, антидепрессантов) и встречается при синдроме нарколепсии-катаплексии. Кроме того, следует искать признаки болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний (в том числе деменции с тельцами Леви и мультисистемной атрофии), хотя их клинические симптомы могут развиваться лишь спустя 3—20 лет после появления нарушений поведения в фазе быстрого сна. Изредка этот симптом служит проявлением структурного поражения ствола мозга.
• Ночные эпилептические припадки могут проявляться в различных клинических формах. Большие судорожные припадки следует подозревать. если у пациента наблюдаются ритмические клонические движения, его никак не удается разбудить, происходит прикусывание языка (кровь в подушке) или непроизвольное мочеиспускание (банальный ночной энурез, см. ниже), а также если пациент утром жалуется на боль в конечностях и/или головную боль. Лобные припадки могут наблюдаться исключительно ночью в форме кратковременных эпизодов пробуждения с дистоническими движениями конечностей и туловища, вокализацией, двигательными автоматизмами,бипедальными движениями, вращением вокруг своей оси (так называемое эпилептическое блуждание), агрессивным поведением (с нанесением повреждений себе и окружающим). Припадки височной эпилепсии также могут наблюдаться преимущественно ночью и приводить к эпизодам сомнамбулии.
В отличие от парасомнии в REM-фазе сна припадки продолжаются всего 1—2 мин и могут многократно повторяться в течение ночи. Положительный семейный анамнез возможен в обеих ситуациях и не имеет диагностического значения.
• Jactatio capitis — подергивание головы, наблюдаемое преимушественно, но не исключительно у детей, представляет собой ритмические движения головы в положении лежа на спине. В большинстве случаев выявляется отрицательное влияние внешней среды.
• Бруксизм — ночное скрежетание зубами — нередко наблюдается в сочетании с периодическими движениями конечностей во сне и не имеет патологического значения, за исключением закономерно возникающих стоматологических проблем.
• Непроизвольные движения, которые имеются у пациента днем, могут наблюдаться и во сне. Это часто встречается при симптоматической миоклонии мягкого нёба, проприоспинальной миоклонии и гемифациальном спазме. Тремор при паркинсонизме, хореические движения, дистония и гемибатлизм, наоборот, часто (хотя и не всегда) менее интенсивны во сне.
• Сонный паралич чаще наблюдается в рамках синдрома нарколепсии-катаплексии, но может быть и у здоровых молодых людей, обычно после бессонных ночей, при сменной работе с нерегулярными ночными сменами, ночных маневрах и т.п. Описана также семейная форма сонного паралича. Кроме того, он может появляться в пожилом возрасте из-за фрагментации фазы сна с быстрыми движениями глаз (например, при САС).
• Сонный псевдопаралич характерен для больных с депрессией, у которых утром «нет сил» покинуть постель. При целенаправленном расспросе выясняется, что отдельные мелкие движения и речевые, проявления, в отличие от случаев истинного сонного паралича, у пациента сохраняются.
• Ночной энурез в большинстве случаев является признаком невротического нарушения развития у детей и подростков. Иногда он сочетается сомнамбулизмом, изредка бывает проявлением ночных эпилептических припадков.
• Гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации в фазах засыпания и пробуждения наблюдаются:
— при синдроме нарколепсии-катаплекси;
— а также при других нарушениях сна и у здоровых лиц при сильном переутомлении (например, после длительного перелета со сменой часовых поясов).
Источник
Головокружение во время сна у детей
Сон – это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание, механизмы поддержания естественной позы и снижена чувствительность анализаторов.
Необходимо знать, что у детей с напряженной интеллектуальной работой, т.е. школьников, учащихся и студентов, потребность во сне больше. Лишение сна может привести к психическим расстройствам и нарушениям деятельности внутренних органов.
Во время сна происходят важные процессы в организме:
Во сне выделяют 2 фазы сна:
Нормальный сон взрослых и детей состоит из чередования фаз быстрого и медленного сна. Продолжительность одного цикла сна у детей младшего возраста составляет 45-55 мин; у взрослых 75-100 мин. За ночь у здорового человека проходит от 4 до 6 полных циклов сна. Именно содержание и образы последнего цикла сна запоминает человек.
Во время сна происходят два важнейших процесса:
Общепринятым методом исследования сна является полиграфическая запись, которая включает в себя регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электроокулограммы (ЭОГ) (движения глазных яблок), электромиограммы (ЭМГ) (сокращения мышц). Дополнительно применяются запись электрокардиограммы (ЭКГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), пневмограмма (ПГ).
Классификация нарушений сна
Различают:
Сон – это условно рефлекторный процесс, поэтому у детей особенно важен режим сна, а его нарушению способствуют шум, тряска, ночное кормление, которые могут прочно закрепляться как патологические условнорефлекторные связи и могут вызывать стойкие нарушения сна.
Чтобы быстро и легко заснуть, малыш должен лечь в кроватку в хорошем настроении и, как это ни странно, отдохнувшим. Иначе, первую половину ночи он будет приходить в себя и только вторую посвятит сну.
От чего устает ребенок?
Как сделать вечер комфортным для ребенка
Приход гостей и особенно время их ухода надо планировать заранее, подстраиваясь под распорядок жизни ребенка. Это же правило нужно соблюдать, собираясь в гости.
Не стоит посещать с ребенком вечерние представления, например, цирковые. Не зря существует традиция детских утренников.
Хорошим завершением вечера для ребенка любого возраста после года станет прогулка после ужина, за которой последует ванна и отход ко сну.
Если при соблюдении всех рекомендаций ребенок слишком часто просыпается ночью, плохо и долго засыпает, плачет, ходит во сне, разговаривает во сне, если отмечается внезапное напряжение мышц или дрожание малыша во сне, которое сопровождается невнятными звуками или необычная расслабленность, из-за которой ему трудно очнутся, то ребенку понадобится консультация детского невролога.
Источник